Арктика и Петербург снова в центре внимания. На днях ряд губернаторов, в их числе и Александр Беглов, отправили письмо "куратору Арктики" Юрию Трутневу с предложением расширить границы Севморпути до Дальнего Востока и Петербурга. Позже выяснилось, что речь идёт не о границах, а о создании совершенно другого "смыслового конструкта" под названием "Большой Северный морской путь". Именно он, по мысли губернаторов, должен послужить развитию внутреннего грузооборота и перетянуть на себя транзитный грузопоток с южного маршрута, который сейчас следует через Суэцкий канал. Прекрасный и даже где–то красивый проект в части "догнать и обогнать Суэц" вряд ли когда–то станет реальностью. И на это есть пять банальных причин.
Первая — время. Это не главный критерий в логистике, более значимы цена и предсказуемость доставки. И кто бы что ни говорил, доставка по Севморпути в силу необходимости ледовой проводки и дополнительной страховки груза и экипажа судна как минимум сравнивает стоимость прохода по южному маршруту и по СМП. А как максимум — делает его дороже.
Вторая — маршрут. Современное контейнерное судно не идёт прямиком из точки А в точку Б. На южном маршруте по пути следования есть множество портов, где контейнеровоз разгружается или дозагружается, что делает перевозку выгоднее. На пути из Китая в ЕС есть такие центры производства, как страны ЮВА, Индия, Пакистан, Иран. Знаете ли вы такие центры на российском побережье Северного Ледовитого океана?
Третья — обратная загрузка. Контейнеровоз не может идти обратно пустым, иначе это не бизнес, а благотворительность. Именно поэтому южный маршрут предпочтительнее: там есть Иран и другие страны, куда и отгружаются товары из ЕС. В какой точке маршрута через Северный Ледовитый океан можно отгружать товары, произведённые в ЕС, и кому их отгружать?
Четвёртая — регулярность. До сих пор "Росатом" так и не смог наладить регулярный маршрут из Петербурга до Владивостока. А, как и говорили выше, главное в логистике — предсказуемость.
Пятая и, пожалуй, главная. Зачем нам транзит на Севморпути? Таких денег, какие получает Египет за проход кораблей по Суэцу, мы не получим. Деньги, полученные за проводку судов ледоколами и за предоставление метеорологической и навигационной информации, вряд ли окупят последствия ликвидации любой аварии на СМП. Гордиться статусом "транзитной державы", где грузы не обрабатываются, а пролетают мимо, так же глупо, как гордиться статусом транзитной области, где проходящие грузовики загрязняют воздух, разбивают дороги и устраивают аварии.
А вот вопрос каботажа и развития СМП для внутренних перевозок может играть определяющую роль в становлении Большого Севморпути. Арктика — это наша внутренняя история. И если осваивать регион, то делать это без морского транспорта и организации регулярных грузоперевозок по СМП бессмысленно. И тут помощь государства в выстраивании логистических схем очень пригодится. Но почему–то история развития собственных территорий опять оказалась в тени.