Федеральная норма "о наливайках" действует почти год. Три месяца прошло со вступления в действие региональных ограничений. Но тем, как в итоге работает регулирование, недоволен и бизнес, и автор законопроекта.
Новации задумывались для того, чтобы изгнать из жилых домов магазины разливного пива, маскирующиеся под заведения общепита. Но под удар попали и вполне респектабельные авторские бары с площадью зала менее 50 м2.
Только после долгих и скандальных обсуждений был достигнут натянутый компромисс.
Депутат Законодательного собрания Петербурга, автор региональной нормы Денис Четырбок отмечает, что эффекта, который изначально ожидался, не получилось.
"Отдельные мелкие точки закрылись, какие-то организации прекратили свою деятельность ещё до вступления закона в силу, но это не носило массовый характер. Я выступал за более жёсткие ограничения", — говорит Четырбок. Причиной он считает то, что федеральное законодательство позволяет регионам вводить только "полумеры".
"К сожалению, мы продолжаем быть связаны квадратными метрами. В Петербурге, правда, есть своё регулирование, которое вступит в силу в январе 2022 года (ограничение площади заведений до 50 м2 для хрущёвок и жилых домов типа “панельные”), я ожидаю, что от него эффекта будет больше", — добавляет парламентарий.
Он считает, что на федеральном уровне можно было бы ввести ещё ряд мер. Например, запретить практику действия одновременно двух лицензий, одна из которых даёт право работать заведению как общепиту, другая — как алкомаркету.
Из–за того, что региональные власти могут регулировать работу предприятий только посредством изменения нормативов площади их залов обслуживания, проблема с наливайками в большинстве городов не решена, указывает руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
"Мы ещё в прошлом году предлагали проект федерального закона, который бы ограничивал на всей территории РФ время розничной продажи алкоголя в общепите, находящемся в многоквартирных домах, с 00:00 до 11:00. На мой взгляд, это существенно снизило бы напряжение между жителями и бизнесом", — говорит Черниговский.
Владельцы баров отмечают, что никакого движения после принятия закона не последовало.
"Заведения, с которыми боролись законодатели, в городе остались, и они будут всегда. Часть из них стали называть себя “концептуальными барами”, чтобы пройти проверку экспертной группы. Но многие заведения, которые работали без лицензии, продолжают это делать", — рассказывает Денис Седунов, руководитель компании GASTROPROFIT и владелец бара Cruise wine room.
Один из владельцев сети пивных супермаркетов Live Beer Александр Оськин уверен, что жёсткое регулирование рано или поздно ударит по бизнесу. Хотя его магазинов закон пока не коснулся: их площадь, по словам предпринимателя, составляет от 40 м2.
"Продолжаю придерживаться мнения, что власть просто давит малый бизнес", — подчёркивает предприниматель.