Прошедший год привёл к кардинальным изменениям в потребительском поведении. Аналитики уверены, что эти тенденции носят долговременный характер.
Уже случившиеся изменения на потребительском уровне в дальнейшем приведут к смене глобальных финансовых привычек и установок.
Полный локдаун в пандемию научил россиян экономии и привёл к сокращению расходов. "В частности, средний класс стал всё чаще приобретать товары более низкой ценовой категории, многие создают финансовую подушку безопасности. Произошёл почти полный отказ от спонтанных, непродуманных покупок, граждане чаще приобретают только то, что запланировано", — подчёркивает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Обсуждение темы восстановления потребительского спроса в России, Европе и мире займёт на ПМЭФ — уже исходя из его повестки — важное место. По оценке аналитиков, сейчас этот процесс идёт и на какое-то время возможен даже резкий всплеск потребительской активности. Но в долгосрочной перспективе трудно ожидать роста потребления — для этого нужны деньги, которых у россиян больше не становится.
Из положительных изменений, которые без пандемии произошли бы значительно позже, — ускоренная цифровизация сферы. Бизнесу ничего не остаётся, как учитывать её в своей деятельности, подчёркивает Дмитрий Галкин, управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic: "Тренды, которые будут сопровождать дальнейшее развитие рынка, — в первую очередь цифровизация — продолжатся. Плюс дальнейший рост популярности сервисов доставки и в целом более рациональный подход потребителя к покупкам, что может повлиять на ассортиментную политику".
Потребительский спрос стал быстро восстанавливаться с третьего квартала прошлого года. С одной стороны, это позволяет экономике скорее преодолеть кризис. С другой — спрос растёт быстрее, чем предложение. И это общемировая тенденция.
"Это поддерживает инфляцию на высоком уровне, — подчёркивает руководитель отдела макроэкономического анализа ГК “Финам” Ольга Беленькая. — К рискам для финансовой стабильности можно отнести рост закредитованности населения и инвестиции, не соответствующие уровню финансовой грамотности и профилю риска клиента".
Рост закредитованности опасен, если одновременно не растут реальные доходы населения. Руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников говорит, что ЦБ осознаёт опасность того, что рост долговой нагрузки не может быть экспоненциальным. В дальнейшем выдача кредитов гражданам, имеющим большую долговую нагрузку, может быть ограничена.
Если рассматривать в перспективе, потребительское поведение теперь будет базироваться на рациональных тратах, повысится уровень финансовой грамотности, онлайн-канал продаж станет одним из основных. "Постепенно будет вырабатываться привычка покупать через онлайн более дорогие товары. Один из корейских производителей предоставил возможность покупать автомобили прямо с завода, минуя дилера. Также становятся популярными онлайн-показы квартир. И это первая ласточка нового потребительского поведения", — уверен Андрей Верников.
Устойчивость роста потребления в конечном итоге будет зависеть от динамики реальных располагаемых доходов, а здесь пока история не слишком радужная: с 2013 года они сократились более чем на 10%. "По мере перехода ЦБ от мягкой денежно-кредитной политики к нейтральной будут повышаться ставки по кредитам и депозитам. Это в сочетании с ожидаемым завершением программы льготной ипотеки может привести к некоторому замедлению спроса на кредиты (в том числе ипотеку) и способствовать постепенному возвращению наличных средств на банковские депозиты", — заключает Ольга Беленькая.