Принуждение граждан к вакцинации со стороны властей регионов может создать немалые проблемы для бизнеса.
По состоянию на вечер 22 июня уже в 11 субъектах РФ введена обязательная вакцинация для части населения. В их числе Ленинградская область, где приняты, пожалуй, самые радикальные меры. Губернатор Александр Дрозденко распорядился, по сути, об обязательной вакцинации 80% персонала компаний и госучреждений, работающих в сфере досуга, торговли, образования, общепита, энергетики, транспорта, соцзащиты, здравоохранения, ЖКХ.
Если развитие эпидситуации в области пойдёт по неблагоприятному сценарию, то предприятия, работающие в сфере услуг и досуга и не исполнившие требование главы региона, с 1 сентября могут быть закрыты. При этом областной Комздрав обязали организовать вакцинацию 80% госслужащих и работников госучреждений.
Главы регионов и управлений Роспотребнадзора прямо не требуют от некоторых категорий граждан делать прививки — они перекладывают эту ответственность на их работодателей. А в случае невыполнения квот по числу привитых грозят штрафами и даже закрытием компаний. Вопрос о том, насколько законны такие методы борьбы властей за коллективный иммунитет, остаётся открытым.
Существует приказ Минздрава об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В декабре 2020 года в этот календарь внесли изменения, предусматривающие обязательную вакцинацию от коронавируса определённых групп населения. Но в эти группы не включены те категории, которые перечислены, в частности, в свежем постановлении правительства Ленобласти (работники кафе, парикмахерских и т. п.).
Обязательную вакцинацию в регионе может ввести только его главный санитарный врач, обращает внимание Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business. Однако, как отмечает Ольга Чиркова, советник юркомпании Eversheds Sutherland, на сайте Роспотребнадзора такого постановления нет (на момент подготовки материала. — Ред.).
"Постановления глав регионов, очевидно, были приняты в спешке, без учёта всего массива существующих норм как в области эпидемиологического благополучия, так и трудового законодательства, и вызывают пока больше вопросов, чем ответов", — резюмирует Ольга Чиркова.
К примеру, не учитываются граждане, переболевшие и имеющие антитела: поскольку, по заявлениям властей, тестирование на антитела не планируется, то формально работодатель должен включить этих людей в список на вакцинацию.
"Можно сказать, что на работодателя возложена ответственность за вакцинацию своих сотрудников. Однако сам механизм достижения поставленных целей остаётся непонятным. Необходимый инструментарий не сформирован", — отмечает Светлана Гузь.
Среди возможных проблем Михаил Герман, партнёр юркомпании Grata International St. Petersburg, видит, в частности, появление чёрного рынка фальсифицированных документов о вакцинации или противопоказаниях к ней. Представление "липовых" свидетельств о вакцинации может закончиться уголовным делом, а отстранение сотрудника от работы — общением с Трудовой инспекцией или же судебным разбирательством.
"Учитывая негатив, с которым данная инициатива была встречена, думаю, что в ближайшее время в суды поступит изрядное количество исков, направленных на защиту прав работников, отказывающихся от вакцинации", — полагает Михаил Герман.
Но как бы ни критиковали юристы постановление областного правительства и подобные ему документы, оспорить их в суде почти нереально.
"Практика показывает, что добиться признания нормативного акта властного органа через суд скорее невозможно. Например, Московский городской суд отклонил все иски к мэру об отмене введённых в связи с пандемией ограничений", — добавляет Светлана Гузь.