Рынок ДМС шатает из стороны в сторону. С одной стороны, у бизнеса денег нет — хватило бы на зарплаты, небольшим компаниям уж точно не до платных страховок. С другой, в условиях третьей волны крупный бизнес старается ставить здоровье сотрудников на первый план.
Кажется, что сейчас перспективы на рынке медстрахования есть только у крупных страховщиков.
Оптимизировать — сократить
Чаще всего сокращение расходов на ДМС всё-таки касается регионов. Петербург заботу о здоровье ещё вытягивает. В этом году местный рынок даже вырос на 2,2% — об этом говорит замдиректора Северо-Западного регионального центра по медстрахованию "АльфаСтрахование" Лидия Берёзка.
"Правда, есть случаи, когда компании отказываются от стоматологии и вместо этого просят включить риски, связанные с коронавирусом. Но это когда они не могут позволить себе увеличение бюджета на ДМС", — добавляет она.
Эксперты отмечают, что о сокращении расходов на ДМС в Петербурге пока речи не идёт. Скорее фиксируется нежелание клиентов повышать бюджет на ДМС, несмотря на медицинскую инфляцию. А это уже в большинстве случаев влечёт пересмотр программы в сторону сокращения.
"Но таких клиентов у нас явно не большинство. В основной массе удаётся сохранять действующую программу с незначительным повышением стоимости страховки", — отмечает Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование".
Представители крупного корпоративного сегмента в меньшей степени ощутили на себе последствия пандемии, поэтому и не намерены отказываться от ДМС. А новых корпоративных клиентов, по оценке экспертов, нет уже давно, общий рост рынка сопоставим с инфляцией в медотрасли. В основном страховщики борются между собой за существующих клиентов.
В других компаниях отмечают, что клиенты всё-таки стараются удержать расходы на ДМС в объёмах прошлогодних договоров. Есть исключение — IT-сектор. Там и увеличивают число застрахованных сотрудников, и расширяют объём страхового покрытия. Например, объём новых продаж в САО "РЕСО-Гарантия" сейчас растёт, подчеркивает замдиректора филиала компании в Петербурге по медицинскому страхованию Юлия Лаврова.
А вот по данным главы отдела по работе с юрлицами и ДМС "СМ-Клиника" в Петербурге Вячеслава Колова, компании в этом году сокращали расходы на ДМС-страхование работников, перекладывая бремя оплаты ДМС на работника полностью либо частично.
"В итоге многие сотрудники прекращают оплачивать страховку, — говорит эксперт. — Оптимизируют расходы на медстрахование в основном небольшие компании, пострадавшие от пандемии. В период снижения заболеваемости коронавирусом сотрудники стали больше обращаться за медпомощью — у нас был всплеск плановых обращений, операций. Расходы компаний на страховку возросли, отсюда и желание их оптимизировать".
Дайте больше
Изменилось само отношение к ДМС — клиенты стали более требовательными. Клиники должны совершенствовать уровень услуг, сервиса и оборудования. В основном это могут себе позволить только крупные игроки, особенно если при этом они не будут сильно повышать стоимость программ обслуживания.
"Страховые компании выбирают медучреждения не только по критериям надёжности, качества, но и по стоимости услуг", — говорит Вячеслав Колов. Страховщики для сохранения потока пациентов предлагают компаниям сезонные акции и скидки, комплексные услуги "под ключ".
Некоторые клиенты, не желая повышать бюджет ДМС, идут на незначительное сокращение программ, отмечает Александр Лапунов. Обычно отказываются от дорогих лечебно-профилактических учреждений, оставляя наполнение программы неизменным. "Но параллельно с этим процессом идёт и расширение программ по целому ряду крупных социально ответственных клиентов", — замечает он.
Малым не достанется
Эксперты констатируют, что сейчас не самые благоприятные времена для корпоративного ДМС. В "СМ-Клинике" надеются, что несмотря на спровоцированное кризисом снижение расходов на страховку, всё же есть некоторый шанс, что крупный бизнес будет двигаться к расширению полиса, например, в сторону тестирования на коронавирус и реабилитацию пациентов, переболевших COVID.
А вот в "АльфаСтраховании" говорят, что ситуация на рынке ДМС — это зеркальное отражение общей экономической ситуации в стране. Если кризис будет усугубляться, рынок ДМС будет сжиматься.
В САО "РЕСО-Гарантия" более позитивны. Юлия Лаврова подчёркивает, что ДМС — важная составляющая соцпакета для серьёзных работодателей. "Поэтому наш сектор будет развиваться. Но ДМС — очень затратный вид страхования, требующий дорогостоящих IT-решений, многочисленного административного аппарата, поэтому преимущества и перспективы развития будут у крупных страховщиков".