Мусорный полигон в Ленобласти подвёл УК

Автор фото: Сергей Коньков

Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области не сумела запустить новый мусорный полигон в Подпорожском районе, несмотря на то что на её сторону встал даже Верховный суд. Власти региона разбираются, из-за чего это произошло, и не исключают разрыва отношений с УК.

Росприроднадзор отказал во включении полигона твёрдых бытовых отходов Гоморовичи в Подпорожском районе Ленобласти в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), сообщили "Деловому Петербургу" в ведомстве. Так завершилась история трёхлетних попыток запустить мусорный полигон областной компании, дочерняя структура которой претендовала на работу по обращению с отходами всего Петербурга.
"В ходе рассмотрения материалов было установлено, что, по данным представленной характеристики объекта размещения отходов (ОРО), объект захоронения отходов не соответствовал требованиям законодательства", — пояснили в Росприроднадзоре. Фактически это означает, что работа построенного за государственный счёт полигона запрещена. Отходы же продолжают возить в соседние районы, поскольку других полигонов в Подпорожском районе нет.
Полигон Гоморовичи вместимостью 1,5 млн м3 начали проектировать ещё в 2011 году, и год спустя проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы сроком действия на 5 лет — до мая 2017 года. При этом лишь в 2016 году областные власти провели конкурс на строительство полигона, который выиграла инвестиционная строительная компания "НКС" с суммой контракта 72,8 млн рублей. В конце 2017 года строительство было завершено, и полигон получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Но без включения в реестр его легальная деятельность была невозможна.
Спустя ещё 2 года, в 2019-м, в Ленинградской области заработал региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области" (УК ООЛО). Компании, на 75% принадлежащей коммерческой структуре, передали в собственность семь областных полигонов, а находящиеся "вне закона" и не действующие Гоморовичи — в аренду на 25 лет. В 2019 году УК направила в Департамент Росприроднадзора по СЗФО (сейчас это Управление Росприроднадзора) документы на включение полигона в реестр и получила отказ в связи с завершением 2 года назад срока действия экологической экспертизы.
Не вдаваясь в причины задержки в 4 года в проведении конкурса, а также причины, по которым областные власти не обратились за продлением срока действия документации ранее и передали не действующий полигон в УК, эксперты поясняют, что выход из ситуации один — повторное получение заключения государственной экологической экспертизы. Что потребует ещё времени. Которого в сегодняшней ситуации запуска мусорной реформы и обещания губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко прекратить работу всех мусорных полигонов, не предполагающих глубокой переработки отходов, к 2023 году, у региона не много.
УК ООЛО пошла в суд. Первая инстанция отказалась удовлетворить требования компании, но вторая и третья встали на её сторону. Суды решили, что если строительство началось в период действия экспертизы, то объект построен законно и его необходимо включить в реестр. Верховный суд не нашёл оснований для пересмотра этого решения. Исполняя решение судов, Северо-Западное управление Росприроднадзора в июне 2021 года направило документы в центральный аппарат ведомства, который обладает полномочиями по внесению в реестр. И который сообщил на запрос "ДП" о несоответствии полигона законодательству. Круг замкнулся.
"В настоящее время мы изучаем документы для принятия решения о необходимых действиях по устранению замечаний Росприроднадзора с целью дальнейшей эксплуатации объекта", — прокомментировали в УК ООЛО. Сейчас отходы из Подпорожского района везут в Лодейнопольский, пояснили в УК.
Вице-губернатор Ленинградской области Михаил Ильин считает сложившуюся ситуацию неприятной, но не критичной. "Естественно, правительство области постарается эту ситуацию исправить в максимально сжатые сроки, — говорит он. — Сейчас мы думаем, по какому пути пойти — либо оставить полигон в аренде управляющей компании, либо забрать его обратно и продолжать работу самостоятельно". Михаил Ильин также сообщил, что к концу сентября завершится внутренняя проверка причин возникновения этой ситуации.
"Затруднения в отношениях с Росприроднадзором были по многим объектам управляющей компании", — рассказал "ДП" председатель общественной организации "ЭКОС" Сергей Санне, в течение 2 месяцев 2020 года возглавлявший УК ООЛО. "Сейчас это какой-то дополнительный выстрел в ногу, который в глазах Российского экологического оператора и Министерства природных ресурсов Российской Федерации ещё больше усугубит негативный фон вокруг наших регионов", — прокомментировал он ситуацию с Гоморовичами.
УК ООЛО была создана в 2008 году. Изначально она находилась в 100%-ной собственности Ленобласти, но в 2017 году 75% акций были проданы ЗАО "АнэксФинанс", которое, как впоследствии выяснилось, связано с банком "Санкт-Петербург".
В начале 2021 года Ленинградская область выступила соучредителем АО "Невский экологический оператор" (НЭО). Сообщалось, что области и Петербургу принадлежит в компании по 25% плюс одна акция. Остальное поделено между коммерческими структурами, среди которых — ООО "Интер РАО — Центр управления закупками" и ООО "ВТБ-инфраструктурный холдинг". Перед этим Петербург и Ленобласть договорились, что новая компания подготовит концепцию по обращению с отходами на территории всей агломерации. В начале сентября НЭО выиграл конкурс по выбору регионального оператора по обращению с отходами в Петербурге. Конкуренцию ему пыталась составить дочерняя компания УК ООЛО. Её заявку признали не соответствующей требованиям конкурса.
По данным комитета Ленинградской области по обращению с отходами, в настоящее время регион производит 721 тыс. т отходов в год. Остаточная вместимость всех объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории Ленобласти составляет 5,9 млн т. Из них 3,75 млн т приходится на полигоны УК ООЛО.