Во вторник, 14 сентября, представители партии "Единая Россия" внесли в Госдуму законопроект об отмене обязательного техосмотра для автовладельцев. Рассматривать документ будет новый состав палаты, определённый по итогам выборов, которые состоятся в ближайшие выходные. Очень этот законопроект похож на один из пряников для неохваченной ранее части электората — автовладельцев. Особенно если учесть, что рассматривать эту законодательную инициативу будут уже свежеизбранные парламентарии. Пока сложно предсказать, попадёт ли этот документ в число приоритетных или утонет в бюрократических процедурах.
Законопроект предполагает, что техосмотр останется обязательным только для коммерческого транспорта, включая такси. Для граждан он станет добровольным, за исключением случаев постановки на учёт автомобиля, смены владельца, изменения конструкции или замены основных агрегатов. Днём ранее отмену техосмотра поддержал премьер Михаил Мишустин. По его словам, подобное решение освободит автовладельцев от часто излишней и порой неэффективной процедуры.
О неэффективности процедуры автомобилисты знают давно. Техосмотр скорее воспринимается как некий дополнительный сбор, пополняющий бюджеты могущественных организаций. О том, что главное в этой процедуре деньги, а не техническое состояние машины, автовладельцам хорошо известно. В девяностые и начале нулевых почти у каждого из них в записной книжке был записан номер некоего Виктора или Сергея, которые за умеренную плату выдавали талон о прохождении т/о (раньше его нужно было крепить в правом нижнем углу лобового стекла автомобиля). Показывать машину этим людям было не нужно.
Потом процедуру несколько упорядочили, пройти её стало проще, Виктора и Сергея заменили коммерческие МРЭО. Но даже тогда далеко не всегда, чтобы получить нужную справку, требовалось показывать автомобиль. Достаточно было прийти, предъявить документы на машину, внести деньги в кассу и получить нужную бумагу. Позже талоны назвали диагностическими картами, их стали выдавать страховщики. Состояние машины по–прежнему никого не интересовало.
Именно эта небрежность в процедуре, её простота и наводят на мысль, что сам техосмотр — это просто хороший бизнес по изъятию средств автовладельцев. Размер этого бизнеса оценить нетрудно. В России 49 млн машин, если с каждой получать по 1000 рублей, выходит почти 50 млрд рублей. Очень сложно поверить, что ликвидировать такой рынок получится одним законопроектом.