В пятницу, 8 октября, Нобелевский комитет присудил премию мира за 2021 год главному редактору "Новой газеты" Дмитрию Муратову и журналистке из Филиппин Марии Рессе. В заявлении комитета говорится, что "Новая газета" сегодня является самой независимой в России, а Муратов на посту её руководителя защищал свободу слова в России "во всё более сложных условиях".
Фактически организаторы премии почти прямым текстом говорят, что в России не всё в порядке с демократией и свободой мнений, а журналистам могут угрожать преследованием. Среди заслуг "Новой" отмечаются публикации о коррупции, полицейском насилии, фальсификациях на выборах и "принципиально критическое отношение к власти".
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков указал, что Нобелевка для главреда "Новой" — высокая оценка его работы. Единоросс Александр Хинштейн, который сам когда-то был заметным журналистом, заверил, что получение премии не станет основанием для объявления газеты иностранным агентом. Но российские власти в тот же день отметили награждение Муратова включением в список иноагентов других журналистов.
Можно предположить, что одним из поводов, который повлиял на решение Нобелевского комитета, стала 15-я годовщина убийства Анны Политковской, наступившая за день до объявления лауреатов. Имя погибшей в 2006 году журналистки отдельно упоминается в числе убитых сотрудников газеты. Следствие до сих пор так и не назвало заказчика преступления.
Гражданин России стал лауреатом Нобелевки впервые за последние 11 лет, и именно в сфере миротворчества. Не означает ли это некий сигнал Запада Кремлю?
До Муратова представители России (точнее, СССР) дважды становились лауреатами премии мира, и оба раза это совпадало с событиями, имевшими значение не только для страны, но и для всей планеты.
В 1975 году премию присудили академику Андрею Сахарову "за борьбу за права человека в Советском Союзе". В том году были заключены Хельсинкские соглашения, которые стали одной из вех политики "разрядки" между двумя системами и дали импульс для развития правозащитного движения в СССР. Присуждение премии Михаилу Горбачёву в 1990-м предвосхитило окончательное крушение биполярного миропорядка. Вероятно, награждение Муратова стало сигналом, указывающим на кризисные отношения России и Запада.