На рынке онлайн-образования России произошёл инвестиционный бум. Новые технологии позволяют студентам учиться онлайн, что даёт свободу выбора подходящего вуза, программы и формата. Таким образом, конкуренция между университетами усиливается. Выиграть это соревнование можно, создав человекоцентричный маркетплейс образовательных продуктов. Об этом заявил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
“
"Пандемия вызвала очень высокий спрос на новые форматы обучения и связанные с ними цифровые сервисы. Впервые в сферу онлайн-образования пришли серьёзные инвесторы, и благодаря этому всего за год многие образовательные платформы смогли вырасти и развиться до размера цифровых гигантов. По прогнозам экспертов, к 2025 году объём глобального рынка онлайн-образования достигнет 400 млрд долларов. Уже сегодня у глобальных и национальных платформ около 200 млн слушателей, что сопоставимо с численностью всех студентов в мире", — отмечает Никита Анисимов в колонке для HSE Daily.
По мнению ректора, Россия пока отстаёт от лидеров в этой области. В первую очередь, речь идёт о США, Китае и Индии. Как уточнил Анисимов, весь российский рынок онлайн-обучения в 2020 году оценивался на уровне 60 млрд рублей — это меньше, чем стоимость одного глобального EdTech-единорога. Причина, по его словам, кроется в недостаточно развитых цифровых ресурсах и навыках. Как показали опросы, в начале пандемии лишь 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных технологий, а 60% преподавателей вообще не пользовались цифровыми ресурсами в работе. Однако за последний год доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования, выросла с 30 до 70%. В связи с этим система образования пережила вынужденно быструю "лоскутную" цифровизацию.
"Несмотря на все очевидные трудности и проблемы, я уверен, что в дальнейшем высшее онлайн-образование ждёт большое будущее. Уже сейчас более 6 млн студентов в мире учатся полностью онлайн. Это удобно и нравится студентам: наши исследования до и через некоторое время после начала пандемии показали, что, обучаясь онлайн, студенты стали меньше уставать и больше высыпаться, получили больше свободного времени для отдыха, волонтёрской деятельности или развлечений", — добавил эксперт.
Важный контекст трансформации высшего образования задаёт скорость трансформации экономики, подчеркнул глава ВШЭ. Сегодня университеты постепенно становятся образовательными "конструкторами", которые занимаются сборкой и распаковкой образовательных программ. Университет становится экосистемой, сочетающей офлайн- и онлайн-дисциплины и модули, основное и дополнительное образование для разных аудиторий и разного уровня, комфортную развивающую среду для обучения и общения.
"На рынке идёт жесткая конкуренция за студента: его необходимо не только привлечь, но и увлечь, заинтересовать, предложить удобный формат непрерывного образования и повышения квалификации. Именно поэтому так важно создавать индивидуализированные программы, человекоцентричные сервисы — онлайн-курсы, адаптивные тренажеры", — считает Никита Анисимов. — Цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность, альтернативы ей нет. Перед нами стоит серьёзный вызов — необходимость совершить цифровой прорыв в высшем образовании. Для этого все вузы должны достичь полной цифровой зрелости, используя как основу решения передовых университетов, поддержанных технологическими компаниями. Преподавателям и студентам предстоит на ходу обучаться работать в онлайн-среде".
Как ранее сообщал "ДП", по итогам 2020-го рынок EdTech в России продемонстрировал значительный рост — по разным оценкам, на 25–35% вместо спрогнозированных 8%. При этом отрасль не только "зреет" финансово, но и меняется структурно, предлагая участникам новые технологии и форматы.
О том, что ждёт российский EdTech и какие IT-инструменты использует сейчас рынок для развития — читайте в материале "ДП".