Автомобилисты жалуются, что в зонах платной стоянки деньги берут, а снег не чистят. Эксперты говорят: её для того и придумали, чтобы никто не парковался.
Как сообщили "ДП" в комитете по транспорту, с 1 по 13 декабря в бюджет города от эксплуатации зоны платной парковки поступило порядка 15 млн рублей. Сюда включены доходы от выдачи парковочных разрешений жителям, месячных и годовых абонементов и доходы за почасовое пользование платными парковками. На какую сумму при этом было выставлено штрафов, станет понятно только в конце текущего месяца.
Без приоритета
Вероятно, среди оштрафованных были те, кто посчитал невозможным оплату за нерасчищенную парковку. В течение 10 дней после получения постановления об административном правонарушении автовладелец может оспорить штраф, однако формально Комтранс тут не виноват: уборкой улично–дорожной сети, в том числе и парковкой, ведает комитет по благоустройству.
"С учётом обильных снегопадов дорожные предприятия Комблага работают в усиленном режиме с момента прихода циклона в наш город. Безусловно, комитет по транспорту обращался к коллегам с просьбой обратить внимание на необходимость расчистки платной зоны", — прокомментировали в Комтрансе, отметив, что со своей стороны они эвакуируют автомобили, припаркованные с нарушением ПДД под запрещающими стоянку знаками, которые препятствуют уборке проезжей части.
Никакого приоритета платной парковке, разумеется, Комблаг делать не будет. И не должен, говорят транспортники.
Компенсация за тепло
"Не нужно воспринимать платную парковку как услугу — она ею не является. И, соответственно, она не должна “оказываться качественно”. Водитель не арендует парковочное место, а частично компенсирует те огромные затраты, чтобы его организм в тепле приехал в центр “от двери до двери”. Каждый личный автомобиль — безумно дорогая штука для бюджета, но об этом водители очень удобно для себя забывают", — говорит транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов.
Об этом же говорит и транспортный эксперт Дмитрий Баранов: "Нужно пояснить, что платная парковка на городских улицах — это не услуга, это регулирование, сродни работе светофоров. Это компромисс, потому что вообще–то дорога — территория общего пользования и предназначена для передвижения, а не для парковки. А плата должна компенсировать проблемы, которые возникают из–за потребности некоторой части граждан парковать машины вдоль улиц. Это совсем не то же, что платная автостоянка, которая делается специально, чтобы хранить машины на выделенном для этого земельном участке, и где действительно предоставляется услуга".
Платность уличной парковки с вопросом уборки, по мнению Баранова, не связана никак: Комтранс не занимается уборкой, ею занимается Комблаг. Но правильно было бы наконец наладить взаимодействие между этими комитетами, чтобы регулирование парковки помогало уборке. Сейчас проблема в разобщённости комитетов и отсутствии должной координации.
Всепогодная парковка
На вопрос, почему плата за парковку взимается даже тогда, когда водителям приходится самостоятельно расчищать себе место, в Комтрансе пояснили, что "функционирование зоны платной парковки регламентировано нормативными документами и не зависит от погодных условий". К тому же если бы плата была отменена, жители платной зоны потеряли бы свой приоритет, припарковать автомобили у дома им было бы сложнее.
"Отмена платы тут никак не поможет, а лишь усугубит проблему, потому что лучше вывозить снег от этого точно не станут. Чем больше машин, тем сложнее убирать улицы, — отмечает Дмитрий Баранов. — С некоторой точки зрения было бы правильно, наоборот, в какой–то период сильно поднять плату, чтобы освободить пространство для уборки, или на части мест совсем запретить парковку".
Неприятный выбор
Тут усматривается аналогия с Западным скоростным диаметром: чтобы сохранить максимальную пропускную способность магистрали и позволять ей оставаться скоростной, необходимо повышать стоимость проезда. Так же и с платной парковкой: чем дороже она будет, тем меньше машин приедет в центр города и загрузит улично–дорожную сеть.
Правда, тут же встанет вопрос с качеством общественного транспорта. Он должен быть достойной заменой личному автомобилю, более быстрым способом добраться от одной точки до другой, что далеко не всегда соответствует действительности.
"Петербург — моноцентричный город, основные ежедневные транспортные потоки идут с периферии в центр и обратно. Распространение платных парковок на весь центр — это мера, которая направлена не столько на освобождение улиц от припаркованных машин (тогда нужно было бы вводить запрет), сколько на сокращение этого потока личного транспорта в центр города. Это поставит перед автовладельцами неприятный выбор — платить около тысячи рублей в день или отказаться от поездок на авто", — говорит директор по развитию ООО "Дорнадзор" (компания сейчас проектирует зону платной парковки в Петроградском районе. — Ред.) Пётр Атаев.
В этой связи повышается внимание к альтернативным способам передвижения: пешему, велосипедам, самокатам и общественному транспорту. Для всего нужна соответствующая инфраструктура, а общественный транспорт вообще в перспективе логично сделать бесплатным, что косвенно окупится за счёт возможности сокращения дорожного строительства, считает специалист.
"У нас есть возможность принципиально менять городской ландшафт и образ жизни, платные парковки — лишь один из шагов. Рассчитываю, что будут сделаны и другие, например, на днях я предпочёл поездку на автомобиле исключительно из–за грязных неубранных улиц", — говорит Атаев.
Не доход
"Платная парковка в головах чиновников — это доход, хотя это ошибочное утверждение. Зачем отменять доход? Да и вряд ли кто–то осмелится под конец года выйти с инициативой приостановить только–только отлаженную систему", — говорит Иван Вергазов.
Напомним, в первом полугодии 2021–го платные парковки принесли в бюджет Петербурга 69,5 млн рублей (без учёта штрафов). С 1 декабря зона расширилась на 71 улицу Центрального района. В 2019 году, когда Смольный ещё не мог штрафовать нарушителей, поступления составили 38,2 млн рублей, а в 2020–м — уже 74,4 млн рублей.
В Комтрансе отмечают, что, по статистике, лишь 15% оплат — парковочные сессии, 85% составляет парковка льготных категорий граждан или парковка до 15 мин (бесплатная).
Дмитрий Баранов полагает, что люди должны понимать, на что идут собранные деньги. Если бы этот процесс был прозрачным, вопросов было бы меньше. Например, люди поняли бы, что платность никак не влияет на уборку, потому что это совсем разные процессы.
"Отсутствие диалога с горожанами сковывает руки специалистам. В этом проблема", — считает эксперт.