Пандемия, отток мигрантов, а также рост e-commerce имели негативные последствия для рынка охранных услуг в 2021 году. Но были и положительные моменты. Об этом "ДП" рассказал директор по развитию ГК "Император" Леонид Нагайцев.
Какое событие в 2021 году ощутимо повлияло на рынок?
— Как и на другие сектора экономики пандемия повлияла на рынок охранных услуг самым серьёзным образом. В результате оттока мигрантов из России смежные сферы — строительство, клининг, транспорт — не досчитались в 2021 году в общей сложности нескольких миллионов человек. Это спровоцировало рост заработных плат и, как следствие, люди стали переходить из охраны на вакантные должности другой специализации. Бурное развитие e-commerce подстегнуло спрос на курьерскую доставку. По некоторым оценкам, рост зарплат в этом сегменте достиг 42% в 2021 году. На сегодняшний день, многие курьеры получают вдвое больше, чем охранники. Розничные сети из-за падения спроса были вынуждены сокращать издержки — что негативно отразилось на объёме запрашиваемых услуг.
Но главное, пандемия, затормозила процесс "обеления" рынка: на фоне снижения доходов лишние налоги многим представителям бизнеса оказались просто не по карману.
Директор по развитию ГК "Император" Леонид Нагайцев
Появились ли какие-то новые возможности в результате пандемии?
— Безусловно, есть и обратная сторона медали. В 2021 году заказчики всё больше стали задумываться над альтернативными физической охране способами обеспечения безопасности объектов и пилотировать новые решения. Среди них — удалённое видеонаблюдение из центра видео мониторинга подрядчика для небольших объектов, системы распознавания лиц, образов, и другой видеоаналитики. Особенность систем видеоаналитики в том, что у них не существует единого универсального решения под ключ. Каждое решение необходимо кастомизировать под конкретного заказчика. Это требует времени и денег. Раньше это отпугивало бизнес, все хотели готовых решений или "пилоты за счёт исполнителя". Сейчас же под такие совместные проекты начали выделять бюджеты. Так, за прошедший год мы отработали пять заказов против двух в 2020-м.
Ещё один момент в пандемии, как и любого кризисного периода: если справился с трудностями, можно воспользоваться трудностями конкурентов. Впрочем, это стандартный закон рынка.
Можно ли говорить о новых особенностях взаимодействия с клиентом?
— Гибкость во взаимодействии с заказчиками — пожалуй, стала лейтмотивом прошедшего 2021 года. Реакция клиента на необходимость увеличения ставок и коррекция ранее согласованных бюджетов — это очень тонкий момент. Для примера, в среднем индексация по текущим договорам на 2022 год составила приблизительно 18%. Раньше такое было невозможно. Это то, что уже согласовано с заказчиками, хотя и не решает проблемы целиком: в идеале нужно около 40%. Радует, что большая часть клиентов отнеслась к необходимости такой индексации с пониманием.
Каким был год для компании?
— Как и для всей страны — непростым. Но наш главный успех в том, что мы не потеряли объёмы и даже немного приросли в целом по компании. В последние годы мы уделяем большое внимание развитию технических систем безопасности и инновационным решениям. В 2021-м нам удалось нарастить объёмы в этом направлении почти на 70%.
Какие цели вы ставите на 2022 год?
— Необходимо соблюсти баланс между ростом рынка труда, не до конца внятным курсом государства на "обеление" рынка охранных услуг и возможностями заказчиков по оплате издержек на обеспечение безопасности. В направлении технических систем безопасности и инновационных решений прирост должен составить не менее 50%.