От площади Восстания (точнее, от Полтавской улицы) до Лавры прошёлся проект "Староневский — территория моды". Под руководством владельца бутиков Babochka Тимура Авсаджанашвили АНО "Староневский проспект" образовалось в конце 2019–го.
Правда, люксовые "ласточки" залетали сюда куда раньше. В 2003–м на Невском, 153, в галерее Babochka появился первый монобрендовый бутик мужской одежды Ermenegildo Zegna. В 2006–м в иностранных источниках сообщалось о втором бутике Corneliani в городе — как раз на Невском. В 2007–м в доме №115 открылся первый магазин Louis Vuitton в Петербурге — правда, потом он уступил место другим резидентам, но вскоре (в 2016–м) вернулся обновлённым и расширенным. С 2008–го в том же ареале — Comme des Garcons, с 2012–го — Chanel и Fendi, с 2014–го — Agent provocateur. Далее — затишье с последующим бумом открытий в 2016–2017 годах: от Dior до Bulgari.
Над последними двумя долго иронизировали — они несколько лет дверь в дверь соседствовали с "Дикси" (впрочем, он там появился раньше люксовых резидентов). Но тематико–эстетические нестыковки в 2020–м наконец устранили: в помещение, где раньше был продуктовый магазин, въехал бутик Brunello Cucinelli. И… не попал на карту fashion–дистрикта. Впрочем, как и многие другие люксовые бренды.
Кто вообще входит в состав резидентов проекта "Староневский — территория моды"? Один магазин из "картотеки" развивает компания "ДжамильКо" (Salvatore Ferragamo), немногие — независимые управленцы (например, Comme des Garcons), многие — непосредственно Babochka (Loro Piana, Ermenegildo Zegna, Berluti и другие).
Не у дел — то есть вне карты fashion–дистрикта — остались чуть ли не с десяток люксовых магазинов. Это и уже названный Brunello Cucinelli (бренд развивается в России напрямую, выкупив ООО "Брунелло Кучинелли Рус" у основательницы "Кашемира и шёлка" Виктории Саавы — раньше "посредницей" выступала её компания). Да и сам "Кашемир и шёлк" — тоже вне проекта "Староневский — территория моды". "Мимо" — и Luisa Spagnoli, бутики бренда находятся под управлением разных ИП по всей стране. Не в списках и открывающийся Philipp Plein, и недавно начавшие работу TAG Heuer и Montblanc, и Rolex под "крылом" Mercury, и Frette от Bronka Fashion Group. Справедливости ради отметим, перешедший, по сообщениям СМИ, в управление Mercury в 2017–м Corneliani на карте есть, как и Canali от Bronka Fashion Group.
Мимо взаимодействий с fashion–дистриктом из местных гигантов люкса прошли разве что Bosco di Ciliegi — причём по вполне естественным причинам. Именно от них партнёрство с Corneliani перешло в 2017–м к Mercury, а других бутиков на Старо–Невском у холдинга нет — все они традиционно занимают помещения в начале Невского проспекта, у Дворцовой площади.
Концепцию fashion–дистрикта с самого его "зачатия" критикуют — поводов достаточно. "Невсеохватность" — охватили (то есть см. выше). Что ещё? Основной вопрос — отнюдь не в люксовых соседях. С "Дикси" справиться удалось, но рядом так и остались бюджетные пекарни и кофейни, сетевой общепит, магазины бытовой химии и новые продуктовые. Да и другие соседи — уже не юридические лица, а вполне физические — в свою очередь не слишком довольны люксовым "сожительством": жалуются в соцсетях на брендированные минивэны Lada, которые занимают близлежащие дворы.
Впрочем, несмотря на критику, люкс "в потоке" — денежном. ООО "Барниус" (Babochka) в ковидном 2020–м не без помощи интернет–магазина наторговало на 2,07 млрд рублей по сравнению с 1,73 млрд в спокойном 2019–м. Причина — объединение в АНО? ООО "Брунелло Кучинелли Рус" — напомним, в проект не входящее — также увеличило выручку в "неудобный" год: с 1,29 млрд рублей в 2019–м до 1,65 млрд в 2020–м. ООО "М Стиль" (Mercury), фрагментарно и, скорее, даже побочно вовлечённое в проект, в 2019–м заработало 6,21 млрд, в 2020–м — 7,04 млрд рублей. Также частично задействованное в проекте ООО "Юпитер" (Bronka Fashion Group) — 267,66 млн в 2019–м и 279,16 млн рублей в 2020–м. Дело, по всей видимости, не в объединениях и группах, а в том, что кризис в мире и подъём в люксе нередко коррелируют. Так что, каким бы парадоксальным это ни казалось с позиции "отрешённости", здесь и сейчас — на стыке зимы и весны 2022–го в России в целом и в Петербурге в частности — люкс имеет точно такие же шансы на укрепление, как и 1,5–2 года назад.
"Более дорогие бренды сметают, более дешёвые — нет, потому что те, кто покупал более дешёвую одежду, сметают, я так понимаю, продукты. Большой спрос на люкс", — комментировала в СМИ состояние рынка на конец февраля 2022–го Ксения Рясова, гендиректор Finn Flare.
На ближайший сезон Старо–Невский может стать доступной заменой виа Монтенаполеоне для привыкших к февральско–мартовскому миланскому шопингу. Вопрос — что с местным люксом будет после ожидаемого "тихого бума": когда закончатся прежние "запасы", а появление новых будет неочевидным. Если, конечно, до этого времени все бренды материнских компаний в принципе не "приостановят деятельность" в городе.