Анонсированная государством поддержка не прельстила IT-специалистов.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, из России в "первой волне эмиграции" уехало 50–70 тыс. айтишников, а в апреле могут уехать ещё 70–100 тыс. специалистов. "Сдерживает вторую волну только то, что там дорогие билеты, жильё выросло, русских никто не ждёт и нет финансовой связности, невозможно транзакции проводить. Но вторая волна точно будет", — заявил вчера глава РАЭК Сергей Плуготаренко в Госдуме (цитата по Интерфаксу). Первоначально люди массово уезжали в не требующие визы страны: Турцию, Словению, Грузию, Армению, Колумбию, Мексику, Казахстан, Черногорию, Узбекистан, Таджикистан и другие, откуда планирут дальнейший переезд.
Одной из крупнейших международных компаний на петербургском рынке до недавнего времени была EPAM Systems. В первые дни спецоперации она начала перевозить российских сотрудников за рубеж, а в начале марта официально объявила о прекращении работы с российскими клиентами. На сайте EPAM сейчас вообще нет информации о российском подразделении, где, по данным компании, на конец 2021 года трудились около 9000 специалистов.
JetBrains заявила о приостановке работы в России 2 недели назад. Её сотрудникам также был предложен переезд в зарубежные офисы. Аналогичное заявление сделали Veeam Software, Oracle. Deutsche Telekom (российское подразделение — T–Systems RUS) объявила, что готова перевезти петербургских сотрудников в Восточную Европу или Индию, ещё 25 февраля. Все они составляют пятерку крупнейших международных IT–компаний, работавших в Петербурге. Также об уходе из России сообщили Luxoft и другие.
"В России всегда была нехватка кадров в IT, с учётом февральских событий “цифровых кочевников” станет намного больше. Сейчас сложно дать оценку, насколько масштабной будет эта миграция. Причины вполне ясны: желание карьерного роста, более высокий уровень жизни и привлекательные зарплаты", — комментирует СЕО Hornhoo Никита Кораблинов. Он отмечает, что далеко не все поедут за границу, поскольку в России также есть возможность развиваться и строить свой бизнес. "Однозначно останутся в России те, кто не знает иностранного языка, планирует развивать продукты на внутреннем рынке (или уже это делает). Возрастные специалисты также вряд ли покинут страну. Из профильных специалистов выделю 1С–разработчиков, поскольку они вряд ли пригодятся зарубежным компаниям (если не переучатся)", — говорит он.
Обсуждаемые федеральным правительством преференции не смогут кардинально изменить эмиграционные настроения в отрасли, считает Михаил Климарев, исполнительный директор Общества защиты интернета. Он говорит, что налоговые послабления в текущих условиях вряд ли могут повлиять на чьё–то решение: "С чего зарабатывать, если рынок встал? Остались только госзаказы и военка, с ними работать может и хочет далеко не каждый". Льготная ипотека, как и отсрочка от призыва до 27 лет, также не будет иметь значение для опытных специалистов. Но они могут быть существенными факторами для молодёжи, отмечают эксперты. Михаил Климарев добавляет, что в текущих условиях российский IT–рынок не может конкурировать с западным из–за разницы в зарплатах, условиях труда, при этом одним из основных мотивов отъезда для многих стало происходящее на Украине.
"170 тыс. — огромная цифра, учитывая, что в IT–отрасли занято порядка 3 млн человек. Если тенденция сохранится, то на их переезд понадобится чуть больше полутора лет". Он отмечает, что в первую очередь уехали те, кто считал опасным оставаться, самые мобильные, а также те, кто работал в международных компаниях. При этом есть и те, кто не планирует уезжать.