Электронные сервисы, ставшие символами эпохи ковида, постепенно уходят с российского рынка. Найдутся ли достойные отечественные аналоги для Zoom и Trello?
Сервис проведения онлайн–конференций Zoom обычно предоставляет 40 минут бесплатного пользования, далее за их проведение придётся платить. Проблема в том, что совершить платежи с российских карт теперь невозможно. Поэтому перед бизнесом встала задача: искать замену или же возвращаться к доковидным привычкам.
Виктор Ластовец, генеральный директор ProLast Studio, считает, что к традиционным форматам встреч "вживую" мы уже не вернёмся никогда — мир изменился. "Был офлайн, потом полный онлайн, сейчас были гибриды, но всё это только развитие. Люди имеют выбор действий и больше времени. Сейчас не надо ехать куда–то для того, чтобы поучаствовать в форумах, дискуссиях или иных мероприятиях", — рассказывает он.
Среди альтернатив Zoom эксперт называет Skype и Google–платформу, хотя они сильно уступают в качестве.
Денис Цыганков, режиссёр компании "Посольство Праздника", отмечает, что в Zoom проводят конференции в основном дилетанты. "Если речь про профессиональные трансляции, аналогов видеоплеера для трансляций только два. Проверенных и мощных по серверам, которые находятся в России. Это Facecast и “ЦДН видео”, который использует в том числе Первый канал. Они платные в HD–качестве, стабильные и с хорошим звуком. Возможна интеграция в любой лэндинг клиента. Единоразовая стоимость такого сервиса — 10–15 тыс. рублей, зависит от количества зрителей. Годовой абонемент очень дорогой, но мы для всех наших клиентов покупаем одноразовый эфир", — объясняет он.
Никита Дядин, технический продюсер компании PLAY PRODUCTION, добавляет, что организаторам конференций вряд ли нужно искать замены: "До пандемии Zoom уже существовал и развивался порядка 10 лет. Skype был всегда. Формат видеосвязи сильно получил распространение, когда мы засели дома, это было временным решением. Практически всё становится снова открытым, и мы уже осознали, что ничего лучше живого общения для решения задач не может быть".
Альтернатив Zoom много, но им не хватает его полного функционала, добавляет собеседник. "Если мы говорим про работу большой компании, где частью движения бизнеса являются конференции, то есть замечательная программа VINTEO отечественного производства. Имея большой опыт, могу сказать, что они максимально приблизились к качественному исполнению. Но это не “открыл сайт, скачал, установил, создал конференцию”. Здесь ставят софт как надо, тебе дают ссылку, и ты пользуешься. Дорого, но качественно".
Ивент–директор центра веб–трансляций "Вебинарий" Дарья Аракелова согласна, что профессионально организованные конференции иногда проводятся с использованием Zoom, но не исключительно в нём. В студиях центра используется целый спектр ПО.
По словам Аракеловой, одной из возможных альтернатив может быть "Яндекс.Телемост": "Есть и менее известные сервисы с собственными серверами в России, не только не уступающими по качеству, но и значительно превосходящими картинку в общеизвестных сервисах. Стоимость таких серверов около 300 тыс. рублей в месяц, что, конечно же, не подходит для одноразового использования. Но для компаний, организующих эфиры постоянно, — вполне".
По её словам, в работе компаний, занимавшихся трансляциями задолго до появления Zoom, "ничего не сломается". Просто теперь спикеров будут подключать другим способом.
Маркетолог Валентина Евстюхина считает, что популярной заменой Zoom является Google meet. Помимо него команды пользуются Discord и яндексовским "Телемостом". К тому же есть сервисы, которые интегрируют внутрь себя Zoom и позволяют пользоваться им в рамках подписки. "Например, скоро в weeek.net появится такая интеграция. Это российский сервис, который позволит пользоваться Zoom наравне со всеми остальными функциями", — рассказала она.
На днях австралийская компания Atlassian — разработчик Jira, Trello и Bitbucket — объявила, что приостановит продажу всех новых продуктов в России. Trello также является популярным сервисом, особенно он востребован среди малого бизнеса.
"У нас есть аналоги, которыми уже давно пользуются IT и digital–команды. Это такие же системы для работы с задачами, которые адаптированы под российский и зарубежный рынок. Нет какой–то внутренней конкуренции между нашими и иностранными сервисами, просто каждый выбирает то, что ему удобно. Так, например, сервис weeek.net позволяет работать с проектами через канбан–доски и оформлять внутреннюю документацию в разделе “База знаний”. Сервисом активно пользуются фрилансеры, у которых одновременно может быть в работе от двух до пяти проектов, по ним удобно собирать задачи в едином рабочем поле, но разделять их по каждому проекту", — поделилась Валентина Евстюхина.
Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская также обращает внимание, что у нас есть собственные CRM–системы: "Например, “Битрикс–24”. Конечно, там не идентичное юзабилити и нужно чуть больше времени, чтобы адаптироваться, он не такой интуитивно понятный. Но тем не менее компания успешно работает и с малым бизнесом. Еще я слышала про “Кайтен”. Они даже пишут сейчас на своем сайте, что можно автоматически перенести к ним свои данные из Jira и Trello. Ну и ещё доски Miro. Это многофункциональный российский сервис".