Основной акционер Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин отметил своё вчерашнее попадание на первое место русского списка Forbes совершенно не мейнстримовым заявлением. Некоторые его товарищи по этому списку ранее рассказывали, что из–за персональных санкций не могут расплатиться с уборщицей в собственном лондонском доме. И вообще страдают совершенно зря, поскольку, даже если бы и захотели, не смогли бы убедить Кремль поменять свою политику.
Лисин же, как написал вчера "Коммерсант" (на полдня раньше публикации данных о рейтинге Forbes), заявил, что "стыдно жаловаться на личные проблемы в ситуации гуманитарной катастрофы".
"Санкции могут казаться сколько угодно несправедливыми, с элементами коллективной ответственности, если хотите, но гибель людей и разрушение городов будут пытаться остановить любыми доступными средствами", — сказал олигарх. По его мнению, экономическое давление является "альтернативой силовым действиям и даёт ситуации шанс не скатиться к глобальному конфликту".
Впрочем, про персональные санкции было в конце его послания, а началось оно про санкции общегосударственные или, как говорили ещё не так давно, "контрсанкции". В частности, Лисин усомнился в идее спикера Госдумы Вячеслава Володина расширить список товаров, экспортирующихся за рубли.
"Может, с газом что–то получится, но остальное? Мы на протяжении десятилетий боремся за экспортные рынки, где нас никто не ждёт. Выстраивали отношения с тысячами клиентов в 70 странах. Сложно представить, что может убедить их переключиться на расчёты в рублях", — сказал он.
В целом же, считает Лисин, "не надо всё пытаться администрировать до дыр". И наоборот, в нынешних условиях, которые "больше, чем очередной экономический кризис", следует предоставить бизнесу возможность адаптироваться.
Проблема, однако, в том, что задача спасения бизнеса, кажется, вовсе не стоит, несмотря на все заявления об импортозамещении и опоре на собственные силы. Потому что люди, которые этим занимаются, играют не в экономику, а в политику. Их действия должны быть яркими, но совершенно не обязаны оказываться эффективными.
Примечательно, что многие из лояльных власти олигархов (то есть олигархов, ещё имеющих бизнес в России) так или иначе, хоть и осторожно, высказывали публично сомнение относительно нынешнего политического курса. Из лояльных власти политиков не выступил ни один.