Власти анонсировали запуск в России магазина мобильных приложений, который сможет заменить Google Play и App Store. Ожидается, что для смартфонов на операционной системе Android он будет доступен уже через месяц, какое будущее ждёт устройства на iOS, непонятно. Эксперты говорят, что задумка правильная и своевременная, хотя и предупреждают о многочисленных сложностях.
О том, что России нужен свой онлайн-магазин, на этой неделе заявил глава правительства РФ Михаил Мишустин. Он объяснил, что Google Play и App Store могут в скором времени оставить пользователей из РФ без возможности скачивать новые приложения.
Пока обе эти площадки работают в России, хотя и с ограничениями. Так, в марте жителей РФ лишили права платить за цифровые сервисы с помощью Visa и MasterCard, также из магазинов, по-видимому, вот-вот исчезнут приложения попавших под санкции банков.
Впервые название Nashstore прозвучало ещё в марте. Уже доступен одноименный сайт, который встречает посетителей анонсом о запуске альфа-версии к 9 мая.
"Альтернативный, независимый, санкционно-устойчивый магазин приложений для Android", — сказано в описании.
Разработчики (АНО "Цифровые платформы") обещают пользователям привычный набор функций — оценка приложений, система отзывов, обратная связь — и способы оплаты, которые будут совместимы с картами "Мир".
Планов адаптировать под iOS магазин Nashstore, судя по всему, нет, а значит, премьер-министр Мишустин имел в виду и другие, пока непубличные разработки.
Опрошенные "ДП" эксперты объясняют, что операционную систему Android от iOS отличает значительно более высокая гибкость. Свои достаточно популярные онлайн-магазины есть у Huawei (AppGallery) и Xiaomi (GetApps), с Google Play по аудитории они, разумеется, не конкурируют.
Привлечь разработчиков и пользователей
"Учитывая, как изменились отношения [России] с западными партнёрами, делать свой магазин в любом случае необходимо. Будет ли он конкурентом Google Play? Выйти на высокий уровень возможно, но это тяжело, и потребуется время. При этом очевидно, что аудитория в любом случае будет заметно меньше, чем у встроенного в Android магазина Google Play", — говорит гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
По его словам, регулятор может обязать производителей предустанавливать магазин на новые смартфоны. Тем, кто пока не готов обновлять мобильную технику, видимо, предложат скачать приложение из интернета.
"У нас продаются десятки миллионов смартфонов, они живут по несколько лет. То есть потребуются годы, чтобы платформой начали пользоваться повсеместно. На старых девайсах она сама собой не появится, придётся доставлять вручную... Необходимость установки может отпугнуть менее продвинутых пользователей", — продолжает Брюквин.
В начале 2020 года вышел Huawei Mate 30 Pro, первый смартфон китайской компании с собственными приложениями вместо продуктов Google.
О трудностях предупреждает и генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
"Мне пока не очень понятно, как это будет реализовано. Такой магазин позволяет закачивать на смартфон приложения, которые сами следят за обновлениями. Насколько это будет в данном случае выполнимо, я не знаю. Как будут исправляться "баги" в приложениях? Очень много вопросов, и до Google Play [российскому магазину], боюсь, далековато будет", — отмечает Кусков.
"Если будет договорённость с китайскими производителями телефонов, что надо по умолчанию поставить наш российский магазин, это одно. Если нет, придётся скачивать со стороннего сайта, и это уже другой разговор. Пока много неизвестных вводных", — соглашается ещё один собеседник "ДП", глава отдела тестировщиков в компании — разработчике игр для мобильных устройств.
Основная сложность сопряжена с тем, что создателям условного Nashstore нужно привлечь разработчиков и их продукты на площадку, где нет аудитории. В то же время пользователей изначально придётся заманить туда, где не будет большого выбора приложений.
"В магазинах, которые мы все используем сейчас, сотни тысяч, а то и миллионы приложений. Если там будут просто сотни, непонятно, кому это вообще будет нужно..." — указывает Денис Кусков.
Заявление о работе над российским магазином приложений совпало с заявлением Яндекса о закрытии аналогичного проекта, напоминают эксперты.
"Важно, чтобы в этом магазине присутствовали крупнейшие разработчики приложений. Яндекс, как мы видим, не сумел их привлечь, такая же угроза есть и для новой платформы. Разработчики не идут потому что аудитория недостаточная. Нужно иметь как можно больше пользователей. 20–30% успеха — это запуск, остальное — это привлечь разработчиков на платформу. Если задача сделать нормальное, а не показушное решение, без комплексной работы по привлечению разработчиков ничего не выйдет", — объясняет Юрий Брюквин.
На сайте Nashstore сказано, что к сообществу присоединились более 500 разработчиков. Их завлекают минимальной комиссией за размещение приложений и инструментами для монетизации.
Специалист по IT-проектам Виталий Янко подчёркивает, что не преуспел с запуском своего магазина далеко не только Яндекс.
Площадка для банкинга и основных сервисов
"Не предвижу у этого альтернативного "стора" большого числа фирм, которые будут размещать свои приложения. Для многих он станет "единым окном" для онлайн банкинга. Других мотивов развития Nashstore особо не вижу, учитывая провалы аналогичных проектов от Яндекса и Мегафона, а также еле дышащие "сторы" Opera и других разработчиков", — уточняет Янко.
Собеседники "ДП" предполагают, что российский онлайн-магазин сможет предложить пользователям весьма ограниченный набор приложений.
"Приложение "Госуслуги" напишет и Минцифры, но сейчас игры составляют 48% от всех приложений. Это миллионы уникальных разработок. Кто их будет переносить на новую платформу? Придётся договариваться, убеждать... А зачем это будет нужно компаниям, если это лишний труд, а аудитории на площадке всё равно пока нет", — говорит Юрий Брюквин.
Сервисы такси, доставка еды, почтовые клиенты, а также хранилище данных и офисные инструменты (альтернатива Google Drive) — так, по всей видимости, будет выглядеть первоначальный список приложений российского онлайн-магазина.
"Очевидно, что не будет узко специализированных приложений, единственных в своём роде продуктов. Сложности будут с играми, но, надо понимать, что многие российские разработчики игрового контента находятся не в РФ, а, например, на Кипре... И появление таких "иностранных" приложений на новой площадке вполне ожидаемо", — отмечает эксперт-тестировщик.
Переговоры с правительством о разработке российской альтернативы магазинам приложений App Store и Google Play ведут "Сбер", Яндекс и VK.
Глобально же иностранного контента в Nashstore (или другом "санкционно-устойчивом" магазине) на первых порах, видимо, будет мало.
"Бесплатные приложения, может быть, они [иностранцы] и будут к нам заливать. А вот платные — сомневаюсь, учитывая отключённый для многих банков SWIFT. Доля российских приложений у пользователей в РФ сейчас достаточно небольшая", — делится соображениями руководитель компании — разработчика IT-продуктов Али Велиев.
Nashstore представляется альтернативой уже давно доступному в мире Huawei AppGallery и, скорее всего, будет наполнен только теми приложениями, которым не нашлось места в Google Play из-за санкций США, ЕС и Великобритании, прогнозирует Виталий Янко.
Стоит отметить, что в марте вектор запросов российских пользователей онлайн-маркетов резко изменился: вместо соцсетей они бросились скачивать VPN-сервисы.
Самые скачиваемые приложения в App Store в России в феврале и марте 2022 года.
Смартфоны Apple могут превратиться в кирпичи
Если в отношении совместимости российского магазина-приложений с операционной системой Android вполне уместен осторожный оптимизм, ситуация с iOS, то есть техникой Apple, выглядит безрадостно, солидарны эксперты.
"Единственный способ — взломать iOS, попытаться сделать свою сборку, но это уже фактически будет дауншифтинг до Android, и тогда просто потеряется смысл этой операционной системы, а мы её любим прежде всего из-за её безопасности", — объясняет Али Велиев.
Компания Apple управляет собственной закрытой экосистемой, возможности сделать свой магазин для iOS просто нет, говорит Юрий Брюквин.
"Будущее техники Apple в России представляется туманным... Дорогущие смартфоны без обновлений могут превратиться в кирпичи", — констатирует гендиректор аналитического агентства "Рустелеком".
Если России нужно не временное, а комплексное решение проблемы потенциальной цифровой изоляции, необходимо внедрять новые, уникальные продукты. Выходом является создание своей операционной системы, своих смартфонов. Такая работа ведётся (ОС Аврора), но поспеть за стремительно меняющимися геополитическими условиями, похоже, не получится, соглашаются специалисты в области IT и мобильной техники.