Петербургские страховщики перестали отправлять на ремонт автомобили, пострадавшие в ДТП. Из-за проблем с поставками запчастей водители получают компенсации деньгами, которых может не хватить на полноценный ремонт. Юристы предлагают идти в суд.
О ситуации с выплатами по ОСАГО во вторник, 12 апреля, рассказал на пресс-конференции председатель комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин. "Практически все страховщики перешли по ОСАГО из натуральной формы возмещения на форму возмещение деньгами. Потому что в случае, если страховщик направил автомобилиста на ремонтную станцию и она в 30 дней не укладывается, это достаточно существенные штрафные санкции. Поэтому у нас новая реальность — по ОСАГО автомобилисты получают деньги", — сообщил он.
По закону страховая компания должна организовать ремонт автомобиля своего клиента по ОСАГО. Но закон предусматривает ряд исключений, на основании которых страховщики могут выплатить денежную компенсацию. Это возможно, например, по договорённости с клиентом. Или если у страховщика нет действующего договора со станцией техобслуживания, соответствующей установленным требованиям.
"Сейчас страховые компании массово расторгают договоры со станциями, чтобы у них не было такой обязанности — посылать клиентов в ремонт", — подтверждает директор юридического бюро "Параграф"Алексей Кузнецов. По его словам, договориться о ремонте автомобиля в ряде случаев возможно, если, например, автовладелец согласен на установку б/у запчастей или готов доплатить за работу.
После введения санкций в отношении России в стране возник дефицит автокомпонентов. "Запчасти продаются по абсолютно спекулятивным ценам", — объясняет Александр Баклушин. А во многих случаях, по его словам, их просто нет в наличии.
"С поставками запчастей, со сроками поставки есть проблемы", — соглашается исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков. Оценить потери автосервисов пока сложно, отмечает он.
По данным Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, выплаты страховщиков (включая выплаты автосервисам за произведённый ремонт) составили в Петербурге в 2021 году в общей сложности 9,8 млрд рублей. Эта сумма делилась на прямые выплаты и ремонт примерно поровну, сообщил "Деловому Петербургу" Александр Баклушин. Таким образом, автосервисы оказались отрезаны от рынка объёмом около 4,9 млрд рублей. "При нынешнем росте цен СТО вынуждены проводить работы по страховым случаям на грани рентабельности", — отмечает руководитель компании "Прагматика МКЦ" в Санкт-Петербурге Алексей Лысенко.
Выплат, которые получают водители по ОСАГО, зачастую не хватает на ремонт, признают участники рынка. "Есть справочник РСА (Российского союза автостраховщиков. — Ред.), последнее обновление цен прошло 19 марта. Но нужно отметить, что эти цены были на основе аналитики декабря-января, частично февраля. То есть это не те цены, которые сегодня меняются каждый день", — рассказал Александр Баклушин. "Бампер, который на рынке стоил 15-18 тыс. рублей, у них в справочнике мог стоить 3,5 тыс.", — приводит пример Алексей Кузнецов.
Отказ страховых компаний ремонтировать машины незаконен, считает руководитель практики административного и страхового права юридической компании "ССП-Консалт" Екатерина Назарова. "Если водитель получил отказ, то можно обратиться в суд с требованием обязать страховщика осуществить выплату страхового возмещения путём направления транспортного средства на СТО и просить взыскать соответствующие штрафные санкции в пользу потерпевшего", — говорит она.
На этом фоне РСА выступил с инициативой увеличить максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 60 дней, а также легализовать использование бывших в употреблении запчастей. Эту инициативу поддерживает и Союз автосервисов. Но в ЦБ, являющемся регулятором страхового рынка, во вторник заявили, что выступают категорически против б/у запчастей. Увеличение сроков ремонта в Банке России комментировать не стали.
"Если сроки (ремонта. — Ред.) будут увеличены, я бы предложил зеркальные меры — отмену штрафных санкций за просрочку оплаты полиса ОСАГО. Если уж мы идём навстречу страховым компаниям, давайте пойдём навстречу автомобилистам", — заявил председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.