Предприниматели активно обсуждают письмо ФНС, из которого ряд экспертов сделали вывод, что налоговики продолжат выездные и камеральные проверки бизнеса, несмотря на введённый мораторий. Более "лёгкие" формы налогового контроля они практикуют и сейчас.
Участники профильных сообществ в соцсетях обсуждают письмо Федеральной налоговой службы (ФНС) от 15 апреля 2022 года "О приостановлении выездных налоговых проверок и проверок валютного законодательства".
Оно написано в ответ на обращение правительства Республики Мордовия "по вопросу о приостановлении проведения до 31 декабря 2022 года выездных налоговых проверок и проверок валютного законодательства".
"Решение об отмене мероприятий налогового контроля нецелесообразно, поскольку несёт значительные риски для бюджета Российской Федерации, а кроме того, отмена (приостановление) камеральных налоговых проверок не отвечает интересам налогоплательщиков по получению возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акциза", — говорится в письме.
Между тем 10 марта правительство РФ объявило мораторий на проверки бизнеса до конца 2022 года. Исключения сделаны для узкого круга предприятий, а также для исключительных случаев угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности государства или возникновения чрезвычайных ситуаций. Такие проверки должны согласовываться с органами прокуратуры.
"Моратория на выездные и камеральные проверки нет и не будет", — пишет в своём телеграм-канале партнёр аудиторской группы "Капитал" Виктор Иваницкий. "Моратория на выездные налоговые проверки не будет", — подтвердил на своей странице в соцсети руководитель компании "Комплаенс решения" Иван Кузнецов.
Специальный советник по налоговым вопросам КА Pen & Paper Андрей Локис в разговоре с "ДП" высказал иное мнение. "ФНС России выразила свою оценку по вопросу установленного правительством моратория на проведение налоговых проверок, заключающуюся в нецелесообразности, по мнению службы, отмены мероприятий налогового контроля. Однако полномочия по принятию тех или иных решений в сфере законодательства о налогах и сборах таких относятся к компетенции правительства РФ. В данном случае мнение ФНС не имеет практического значения для налогоплательщиков", — сказал он.
Вместе с тем Налоговый кодекс предусматривает ряд мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться вне рамок налоговых проверок: допрос, получение пояснений, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, истребование документов по конкретной сделке. И эти мероприятия не попадают под мораторий, говорит Андрей Локис. Доначислить налоги по их итогам не могут, но информация может собираться для последующих проверок, когда мораторий закончится, полагает юрист. Кроме того, на комиссии по легализации налоговой базы предпринимателю могут предложить доплатить налоги в добровольном порядке.
Вызовы в налоговую для дачи пояснений вовсю практикуются петербургскими налоговиками уже после вступления в силу моратория, говорит общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова. "В моём окружении пять человек об этом написали, я считаю, что это много, — рассказывает она. — Кого-то вызвали дать пояснения по использованию патента, кого-то по средней зарплате. Кто-то раньше времени зарплату выплатил, они в этом увидели отмывание денег. Все, кто мне пишет, недоумевают — сейчас же мораторий на проверки, почему ФНС нас проверяет?"
Вызов в налоговую пришёл, например, в апреле владельцу и гендиректору сети студий маникюра Сергею Вайленко. "Мы 3 квартала работали на патенте, и у нас годовая выручка превысила 60 млн рублей, — рассказал предприниматель "ДП". — Но потом мы перешли на УСН. У нас установлены онлайн-кассы, и мы абсолютно прозрачны для налоговой. Странно, что, имея все инструменты контроля, они что-то ещё проверяют. Мы написали им ответное письмо с объяснениями и ждём их реакции". По словам Сергея Вайленко, налоговики предложили доплатить налоги за прошлый год по УСН.
Впрочем, если ФНС всё же решится на выездные и камеральные проверки, последствия для бизнеса будут более серьёзными. В 2021 году общий объём доначислений по итогам таких проверок вырос в полтора раза. В Петербурге "средний чек" на одну выездную проверку составил 107 млн рублей.