До 600 тыс. тонн топлива из отходов в год смогут производить предприятия Петербурга и Ленобласти. Вопрос в том, кто будет его закупать.
Технологии переработки отходов обсуждались на круглом столе "Делового Петербурга", прошедшем в понедельник, 23 мая. При разработке концепции обращения с отходами Петербурга и Ленобласти рассматривались три варианта, рассказал Леонид Шимарек, заместитель директора Института проектирования экологии и гигиены Санкт–Петербурга. Это выбор органической фракции с переработкой в техногрунт; выбор необходимых отходов с изготовлением альтернативного топлива; термическая утилизация, подразумевающая производство из отходов энергии. "Вариант номер два был признан всеми участниками процесса как самый оптимальный", — сообщил Леонид Шимарек.
Топливо без потребителя
Разработка технологии производства из отходов альтернативного топлива в Петербурге ведётся уже давно. "Мы начали заниматься этой темой около 10 лет назад. SRF (solid recovered fuel, твёрдое восстановленное топливо. — “ДП”) — это остатки бумаги, различных пластиков, ткань и дерево. В процессе фракции сильно измельчаются. Цементные предприятия используют его в виде хлопьев, металлургические — пеллетов", — рассказал Сергей Семёнов, генеральный директор "Спецтранс Инжиниринг". Сегодня до 35% всего входящего потока твёрдых коммунальных отходов (несортированных), поступающих в работу АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", могли бы перерабываться в топливо и не захораниваться. Но такого спроса нет, а заниматься производством без заинтересованности от потребителей нерентабельно, отметил Сергей Семёнов. Сейчас основной покупатель у компании — HeidelbergCement (предприятие в Туле), ведутся переговоры с НЛМК и другими компаниями. Был опыт работы с Lafarge в Калуге.
На объектах АО "Невский экологический оператор" до 20% от входящей массы отходов планируется перерабатывать в RDF (refuse derived fuel, топливо, полученное из отходов. — "ДП"), рассказал Алексей Максимов, директор по эксплуатации НЭО. "Это будет лёгкая летучая фракция, которая применима для цементных заводов. В пятницу у нас были переговоры с АО „Сланцевский цементный завод „ЦЕСЛА“", речь идёт о том, что они в состоянии забрать весь объём, который будет производить наш завод на Волхонском шоссе на первоначальном этапе", — пояснил он. Суммарно на всех своих предприятиях НЭО сможет производить порядка 400 тыс. тонн альтернативного топлива в год. Завод на Волхонке планируется запустить летом этого года. Соответственно, уже в ближайшее время компания сможет произвести опытную партию топлива и предложить её потенциальным покупателям.
Дороже газа
Производство из отходов альтернативного топлива — возможность снизить объёмы захоронения, что является целью нацпроекта "Экология", напомнила Ирина Чуркина, заместитель председателя комитета по обращению с отходами Ленинградской области. "Нами ведётся работа по выстраиванию диалога между производителями и потенциальными потребителями и налаживанию рынка сбыта. Например, на губернатора вышла “Евроцемент групп”, с которой уже прошёл ряд совещаний", — рассказала она. В свою очередь, в Петербурге предусматриваются льготы и преференции для будущих потребителей, вопрос находится в проработке, сказал Виктор Уласевич, главный специалист отдела госрегулирования в сфере обращения с отходами комитета по природопользованию Петербурга.
Директор по производству АО "Петербургцемент" Руслан Пономарёв сообщил, что потенциальных потребителей при рассмотрении возможности использования RDF останавливает в том числе его цена, она выше традиционных источников.
"Газ, если переводить в килокалории и энергетическую эффективность, получался дешевле альтернативного топлива на 20–30%", — рассказал он. Стимулировать потребление могли бы дотации, считает Руслан Пономарёв. Например, в Европе работающие на таком топливе цементные предприятия дотируются. Также актуален вопрос качества. "Вопрос в том, будет ли воля акционеров на использование альтернативного топлива. Им проще использовать газ. Если газа достаточно, то зачем альтернативные виды топлива? Большой вопрос ещё также, останется ли ESG–повестка", — обратил внимание Сергей Санне, председатель РОО "Экологическое сообщество".
Отметим, что "Петербургцемент" уже заказал концепцию разработки оборудования для подачи альтернативного топлива, предложения по ней должны быть готовы в июне. Полностью переходить на SRF цементные заводы не будут, оно станет лишь одним из источников, обращают внимание эксперты.
Вторая жизнь батарейки
"Мы тоже смотрим в сторону альтернативного топлива, но для нас это по экономике нецелесообразно. Принимать решение можно будет на стабильном рынке, поскольку на эту отрасль кризисы оказывают серьёзное влияние", — отметил Дмитрий Вильчевский, генеральний директор ООО "ПТК Тесла" (производитель бетона). Он обратил внимание, что за рубежом использование альтернативного топлива — давняя практика, оно поддерживается и государством, и обществом, поскольку позволяет сократить объёмы захоронения и отказаться, хотя бы частично, от мусоросжигания.
Отметим, что тема использования SRF традиционно вызывает негатив у экоактивистов, уверенных, что технология допускает применение в производстве опасных отходов (например, батареек) и, как следствие, сжигание опасных веществ, что будет вредить не только экологии, но и здоровью граждан. (Тут пересекаются интересы и активистов, и будущих потребителей, которые тоже ратуют за качество топлива.)
Производители на это говорят, что оптические сепараторы позволяют отделять различные фракции. Контролируется это несколькими способами: на выпуске из предприятия, при приёмке потребителем и пр. А высокотемпературная обработка SRF в печах цементных заводов — самый экологичный способ использования топлива из отходов, именно поэтому цементные предприятия называются в числе приоритетных потребителей SRF.
"Надо понимать: какова альтернатива этой технологии? Лучше пусть государство и надзирающие органы будут контролировать всю цепочку производства альтернативного топлива, чем Ленинградская область будет объявлять всё новые конкурсы на уборку лесов. Сегодня альтернатива — отвозить на полигоны либо в леса. Лучше сделать из отходов товар", — резюмировал Сергей Санне. Он также отметил, что необходимо вести разъяснительную работу на всех уровнях, рассказывая жителям о выбранной в регионе технологии переработки отходов.
"Десятилетиями батарейки попадают в тела полигонов, разлагаются, попадают в атмосферный воздух, в воду и наносят ущерб окружающей среде. Сегодня разговор идёт о том, что этот неконтролируемый процесс будет постепенно замещаться на производство из отходов топлива, которое контролируется на всех этапах", — уточнил Леонид Шимарек. Он отмечает, что, поскольку Петербург позже других регионов вступил в мусорную реформу, у города есть возможность использовать лучшие накопившиеся в стране практики переработки отходов, включая опыт московской агломерации, и избежать допущенных другими ошибок.