Клиенты стали оставлять чаевые реже и меньше. Рестораторы надеются, что ситуацию исправят удобные электронные сервисы для перечисления поощрений персоналу по безналичному расчёту.
В сфере услуг чаевые играют особую роль, здесь они зачастую составляют существенную долю общего заработка и могут превышать базовую зарплату. Однако пандемия и нынешние экономические трудности заметно изменили отношение потребителя к оставляемым чаевым.
Цена благодарности
По данным сервиса по поиску работы Superjob, за последний год россияне стали оставлять чаевые реже. Неизменным остаётся то, что охотнее всего дают на чай в барах и ресторанах. 26% клиентов делает это всегда, 39% — иногда. При этом в 2021 году эти показатели были соответственно 30% и 40%. На втором месте расположились таксисты: 10% благодарят их всегда, 40% иногда (год назад было 12% и 45% соответственно). Тройку лидеров замкнули курьеры — 9% и 29% (было 11% и 31%). Также примечательно, что средний размер чаевых вырос только в сфере общественного питания, да и то весьма незначительно — с 240 до 250 рублей. Остальным стали оставлять меньше. Сильнее всех при этом пострадали курьеры (средний размер чаевых сократился со 140 до 105 рублей), а также работники заправок и автомоек (сократился с 90 до 65 рублей).
Однако владельцы ресторанов и кафе не считают ситуацию катастрофичной. По их словам, чаевые официантам по–прежнему оставляют и обиженным никто не остаётся. "Всё зависит от уровня воспитания самих гостей, качества обслуживания и уровня работы персонала, от той любви и внимания, которыми официант окружает гостей", — убеждён Кирилл Власов, идеолог проекта F11.
Интересное исследование провёл сервис доставки еды Delivery Club совместно с аналитическим центром ResearchMe. Они решили изучить отношение к чаевым самих официантов, когда они в свободное от работы время оказываются в роли гостей. Для этого они опросили более 800 официантов. 49% сказали, что всегда оставляют чаевые, когда сами посещают кафе и рестораны. Ещё 22% оставляют на чай только тогда, когда довольны обслуживанием.
Остальные официанты сервис коллег не оценивают и честно признаются, что не оставляют на чай из–за отсутствия свободных денег. Впрочем, есть и 3%, которые не оставляют чаевые принципиально, с формулировкой "персонал и так получает зарплату". В среднем чаевые официантам от официантов составляют 100–350 руб.
Попутно выяснилось, что за каждый обслуженный заказ чаевые получают только 10% официантов. 61% получают денежную благодарность от клиентов за каждый второй или каждый третий заказ. А остальным чаевые оставляют ещё реже.
Купюры не нужны
Так как наличные в кармане теперь есть далеко не у каждого, то для статистики чаевых критично важно наличие возможности перечислить их по безналу. Роман Савельев, управляющий Easy Breezy, отмечает, что сейчас в кафе 70% чаевых — именно электронные.
Для этого есть несколько сервисов. Самым популярным и используемым на данный момент считается "Нет монет", который был создан бывшим официантом, а позднее приобретён Альфа–Банком. Его огромным плюсом опрошенные корреспондентом "ДП" рестораторы считают возможность для гостя поставить оценку обслуживанию, а также оставить небольшой отзыв сразу при расчёте.
Однако после прекращения работы в России Apple Pay и Google Pay возникли некоторые неудобства: необходимо как минимум один раз заполнить данные своей банковской карты. Многие рестораторы отметили, что это обернулось спадом чаевых. Сейчас сервис разрабатывает новую версию для быстрой оплаты без ввода данных.
"Гость делает это один раз, тем самым привязывая одну карту к сервису. И при визите в любые другие рестораны может оставлять чаевые как обычно — очень быстро", — рассказала Мария Иванова, управляющая рестораном Memo.
"Хороший сервис “Нет монет”, но у нас были какие–то проблемы с учётной системой при его использовании. Поэтому мы работали с 2tip, но после февраля у них проблемы с работой карт. Особенно когда перестали работать Apple и Google Pay. Сейчас мы в поисках нового сервиса, потому что люди привыкли и уровень чаевых без него упал", — отмечает Евгений Ларченко, основатель ресторана "Щука" и сети "Коза Дереза".
Чаше всего в ресторанах Петербурга гости оставляют 10% от суммы чека. Тут опять–таки сервисы электронных чаевых имеют преимущество: при оплате по QR–коду можно просто выбрать процент, не высчитывая сумму самостоятельно.
Средняя сумма чаевых за смену в небольших заведениях варьируется в пределах от 500 до 3,5 тыс. рублей. По словам Кирилла Власова, всё зависит как от масштабов проводимого мероприятия, так и от щедрости конкретного гостя. Но особенно хорошо традиционно показывают себя дни рождения, свадьбы и другие праздники, под которые ресторан или кафе снимается полностью либо частично.
Лишние подробности
Часто случается, что официант просит переводить чаевые через "Сбербанк Онлайн" лично ему на карту или на номер телефона. Рестораторы и администраторы заведений относятся к этому крайне негативно.
Опрошенным "ДП" предпринимателям важно, чтобы не распространялась личная информация персонала, а также необходимо контролировать финансовые потоки. Они утверждают, что подобные просьбы запросто могут стоить официанту рабочего места.
"В нашем кафе сумма чаевых колеблется от 500 до 1000 рублей за смену, так как оплата происходит сразу на кассе. Я лично против перевода чаевых на личные карты сотрудников. Для этого и существуют специальные системы, я за комфорт гостей", — говорит Роман Савельев.
С этим мнением согласен Евгений Ларченко. Он считает подобные просьбы непрофессиональными, а сотрудников, которые их допускают, — ненадёжными. Однако всё зависит от политики ресторана в отношении ведения чаевых. По словам Марии Ивановой, те рестораны, где чай у сотрудников личный, это вполне уместно, хотя и не вполне этично. Но процесс занимает порой больше времени. Как гость, так и сотрудник получают много лишней информации. Например, гость получает личный номер телефона сотрудника. Даже когда чаевые считаются для каждого официанта отдельно, эксперт считает необходимым подключать всех к единой системе, где можно сделать личные кабинеты.
"Когда чаевые в ресторане общие, это всегда является поводом для лишних споров и подозрений. Так что, конечно, лучше такого избегать и пользоваться платёжной системой онлайн, к которой подключён ресторан", — подчёркивает она.