Администрация морских портов Балтийского моря завысила стоимость ликвидации крупнейшего за последние годы разлива нефтепродуктов в петербургском порту более чем в 100 раз.
Так решили эксперты в её споре с иностранным судовладельцем, который длится четвёртый год. Если бы ООО "Контур СПб" своевременно и технологически правильно ликвидировало последствия происшедшего в июне 2019 года аварийного разлива нефтепродуктов с теплохода Loza, принадлежащего Marathi Shipping Ltd c Маршалловых островов, его затраты составили бы 8,6 млн рублей. Такое постановление опубликовал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, отказав "Контуру" в солидарном взыскании с судовладельца и страховщика 66,3 млн. А вот Администрация морских портов Балтийского моря (АМПБМ) оценила расходы "Контура" в 102,8 млн рублей, треть которых (36,5 млн) "Контур" получил, а за остальные 66,3 млн судится уже четвёртый год, после того как АМПБМ переуступила ему право требования.
Прибывшая в Петербург под мальтийским флагом Loza разлила около 15 тонн мазута 19 июня 2019 года в районе Угольной гавани во время бункеровки. Тогда это событие не предавалось огласке — видимо, в связи с тем, что капитан судна поначалу занизил масштаб происшедшего в разы. Уборкой занялось ООО "Морская экология", а когда выяснились истинные масштабы происшедшего, АМПБМ наняла ещё одного спасателя — "Контур СПб".
В первом судебном решении по этому спору сказано, в частности, что масштаб разлива значительно превзошёл первоначальную информацию капитана судна. "Существовала реальная угроза попадания загрязнённой топливом воды с акватории в водозаборы городской теплоэлектростанции и дальнейшего распространения разлитых нефтепродуктов по всей акватории порта", — отмечается в решении.
Впервые почти за три с половиной года тяжбы суд назначил экспертизу работ "Контура" при ликвидации последствий разлива. Экспертной организацией суд назначил петербургское ООО "Институт проблем предпринимательства". Его специалисты и пришли к выводу, что уборка всех 15 тонн попавшего в акваторию мазута должна была стоить 8,6 млн рублей — но если бы к ней приступили своевременно и так, как полагается в соответствии с технологией подобной работы. Более того, по мнению экспертов, этой суммы хватило бы на ликвидацию последствий разлива, в 9 раз превышающего произошедший.
“
"При своевременной… мобилизации средств… и соблюдении технологии проведения аварийно–спасательных работ по ликвидации разливов нефти и работ, связанных с доочисткой акваторий, даже с учётом дополнительных затрат, разумное предельное верхнее значение расходов на ликвидацию последствий разлива нефтепродуктов составляет 8 621 000 рублей. Это соответствует предельной стоимости договора, предусматривающего ликвидацию разлива, объёмом в 9 раз превышающего произошедшую аварию", — процитировал экспертное заключение арбитраж в мотивировочной части опубликованного 16 сентября постановления.
Это означает, что на уборку акватории после аварии на мальтийском теплоходе хватило бы, по мнению экспертов, 1/9 части от 8,6 млн рублей, то есть примерно 1 млн. Из этого можно сделать вывод, что оценка стоимости работ в 102,8 млн рублей по сравнению с суммой, которую "Контур" мог бы потратить при правильном подходе, завышена более чем в 100 раз.