Куда идёт Россия — от военного коммунизма к НЭПу или наоборот, обсудили на конференции "Новая экономическая политика XXI века: уроки истории и задачи антимонопольного регулирования".
Экспертная конференция прошла в Zarenkov Gallery, главными темами на ней стали вопросы мобилизационного ценообразования в стране, параллельного импорта и роли, которую играет сейчас антимонопольное ведомство.
“
"Тематика не просто актуальная, она очень злободневная. Текущая обстановка отличается от наших представлений год назад. Перестройка идёт, изменения экономической парадигмы видны невооружённым глазом. Новая политико–экономическая реальность уже существует, с этим нужно жить и работать", — заявил, открывая конференцию, главный редактор "Делового Петербурга"
Игорь Павловский.
Кирилл Дозмаров, партнёр консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics, считает, что новый НЭП — НЭП 2.0 — один из вариантов развития текущей экономической реальности. "Мы наблюдаем стремительное изменение антимонопольной повестки в нашей стране. 10 лет назад я бы не поверил, что Федеральная антимонопольная служба будет заниматься ценовым регулированием, выстраиванием товарных потоков, приватизацией спроса на внутреннем рынке и ограничением выпуска и производства продукции. Потому что ФАС России — орган рыночной экономики. Я вижу достаточно сильную тенденцию к прямому государственному регулированию", — сказал он.
На фото: Конференция "Новая экономическая политика XXI века: уроки истории и задачи антимонопольного регулирования".
Советник президента по вопросам соблюдения антимонопольного регулирования ПАО "ТрансКонтейнер" Анатолий Голомолзин в свою очередь считает, что эволюция антимонопольного регулирования в России идёт постоянно. Во все предыдущие периоды ситуация была аналогичной, и, если происходит необоснованный рост цен, необходимо принимать меры: защищать конкуренцию, участников рынка и потребителей. В такой ситуации важны решения, обеспечивающие устойчивое развитие экономики.
"С 2020 года ФАС России занимает консервативный курс по формированию ценообразования в компаниях. В марте 2022 года ФАС одобрила новый подход для расследований ценообразования на российские товары. Если раньше служба могла принимать экспортные котировки в качестве основного аргумента, то теперь будет отдан приоритет удовлетворению потребностей внутреннего рынка", - отметила в выступлении Татьяна Басова, старший экономист и руководитель блока экономических исследований Kulik & Partners Law.Economics. Упоминая предельное ценообразование, спикер отметила нестандартность применения затратного метода. Он заключается в сдерживании роста цен, желании регулятора снижать цену при падении спроса, ограничении рентабельности внутреннего рынка компаний на уровне 4,5-9,5% и стабилизации цен.
Профессор экономического факультета МГУ Андрей Шаститко считает, что текущую ситуацию нельзя сравнить с послереволюционным НЭПом: "100 лет назад власть столкнулась с тяжелейшими последствиями военного коммунизма, когда были подорваны стимулы что–либо производить. Главный смысл НЭПа — восстановить стимулы для производства и получения прибыли. Сейчас у нас мобилизационная экономика, и мы движемся в сторону военной, это другая сторона от НЭПа", — считает он.
Эксперт подчеркнул, что пока не ясно, как будут реализовываться новые нормы. Для бизнеса военная экономика может иметь не только гарантированные заказы, но также издержки и последствия: например, если частная компания получит заказ на производство макарон для военной службы и откажется из–за предложенной цены.
Однако председатель комитета по государственному заказу Петербурга Александр Жемякин считает, что государство как заказчик активно идёт навстречу бизнесу. В сфере госзакупок сохраняется конкуренция. За последние 7 месяцев в Петербурге зафиксировали всего 12 крупных закупок у единственного поставщика, из них 10 — в сфере медицины, остальные — трамваи и вагоны для метрополитена.
Спикер рассказал, что процедуры госзакупок трансформируются при мобилизации экономики, но механизм будет работать слаженно, когда все привыкнут к изменениям. Он привёл пример электронных магазинов закупок малого объёма: сначала ими никто не хотел пользоваться, а сейчас в них появилась конкуренция, уровень экономии превысил 7% и объём закупок приближается к 7 млрд рублей.
Директор по правовым вопросам АНО ДПО "Академия системного образования" Сергей Андросов с Кириллом Дозмаровым подняли вопрос актуальности в современных условиях института антимонопольного комплаенса (риск–ориентированного подхода). Участники дискуссии пришли к выводу, что, несмотря на декларацию процедуры проведения антимонопольных расследований и регламентацию в законе прав и обязанностей компаний, вероятность победить в противостоянии с ФАС на его поле сводится к нулю. В таких условиях антимонопольный комплаенс как никогда становится всё более актуальным для бизнеса, его руководителей и собственников.
На фото: Конференция "Новая экономическая политика XXI века..."
Говоря о проблеме экономического развития, эксперты упомянули будущее параллельного импорта в России. При такой возможности ввозить продукцию в страну может любой импортёр. "У нас есть два внутренних подхода. Минпромторг говорит, что параллельный импорт не нужен, необходимо сохранять привлекательную рыночную сумму для инвесторов. ФАС считает: чем больше конкуренция и чем меньше заработок посредников, тем выгоднее финальная цена для потребителей", — отметил Вячеслав Жигалов, руководитель благотворительного фонда развития образования, науки и культуры "Политех".
Если конкуренция чрезмерна, производители и продавцы вынуждены конкурировать ценой. Это приводит к снижению рентабельности и отключению инвестиций в новые технологии. Тогда вырождаются целые сектора и рынки и государству приходится брать всё управление в свои руки, что противоречит принципам рыночной экономики. Для того чтобы конкуренция приводила к улучшению структуры, нужно позволять всем субъектам зарабатывать и инвестировать в развитие.
Мероприятие прошло при поддержке Института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге.