ГМЗ "Павловск" отказали в переименовании на кадастровой карте острова Любви в Павловском парке, чего он добивался около 2 лет.
Остров площадью почти 8 тыс. м² расположен в Розовопавильонном пруду в южной части парка. В 1816 году на нём была построена беседка — храм Любви — по проекту архитектора Карла Росси. Название постройки объясняется тем, что она была возведена в честь бракосочетания великой княгини Анны Павловны и принца Оранского. Беседка не сохранилась, но возможно, что память о ней каким–то образом и оказалась "увековечена" в кадастре.
Название "остров Любви" для этого места прослеживается по крайней мере с 2006 года в документах комитета по градостроительству и архитектуре, что занимался тогда ревизией городских земель. И в 2008 году участок, занимающий весь остров, был поставлен на кадастровый учёт со следующим адресом: Павловский парк, участок 1 (остров Любви).
Наверное, это не имело бы большого значения, но в том же Павловском парке примерно в километре к северу есть ещё один остров, претендующий на это романтическое название. Пусть он поменьше — около 1 тыс. м², но зато там когда–то находилась статуя Амура, выполненная по модели скульптора Фальконе. При этом в распоряжениях КГА и на кадастровой карте это просто "остров в Венерином пруду".
В конце прошлого года заповедник пошёл в суд и потребовал от Росреестра в течение 10 рабочих дней переименовать остров Любви в остров княгини Ливен — воспитательницы дочерей Павла I, которая, по одной из версий, спасла их в ночь цареубийства. То есть соответствующим образом изменить адрес. Музейщики сослались на документы об охране наследия: постановление федерального правительства от 2001 года о перечне федеральных памятников в Петербурге — и на распоряжения комитета по охране памятников об утверждении границ и охранного обязательства Павловского парка. В них фигурирует "Пруд Центральный (Константиновский) Розовопавильонный с плотиной и островом княгини Ливен".
Добровольно Росреестр менять адрес отказался. Во–первых, заявление было подано не по форме, а во–вторых, заповедник не представил межевой план участка. Заповедник пытался оспорить это "бездействие" в арбитраже, но не преуспел и там. Впрочем, вынесенное 20 января решение ещё можно обжаловать.
Член топонимической комиссии Андрей Рыжков в комментарии для "ДП" отметил, что путаница в документах возникла из–за того, что в некоторых источниках оба острова назывались островами Любви. В заповеднике, впрочем, в ходе длинной переписки убедили комиссию в том, что островом Любви должен называться именно меньший из двух конкурентов. В 2021–м по требованию КИО острова вместе с прудами внесли в постановление Смольного "О реестре наименований…". Новых препятствий в комиссии не ждали. Но всё оказалось сложнее.
Рыжков считает, что вопрос важен для музея, поскольку может вносить неразбериху в его работу. В самом ГМЗ комментарии оперативно не предоставили.