Согласно новым американским санкциям, в Россию нельзя экспортировать смартфоны дороже $300, бытовую технику и электронные весы дороже $100, а также фены, посудомоечные машины, бытовые кофемашины и электрические тостеры независимо от цены. Также запрет распространяется на вентиляторы для крыш, кондиционеры оптовой стоимостью более $750 и различную компьютерную и звукозаписывающую технику и комплектующие дороже $300. Формально это касается любых устройств, в которых 25% компонентов являются американскими.
Пропагандистский запрет
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, замечает, что санкции затрагивают практически всю технику, ввозимую в Россию. "Хорошая новость заключается в том, что это пропагандистский, формальный запрет. На практике он не работает, потому что параллельный импорт позволяет избежать любых санкций такого рода. У Америки просто нет такой армии чиновников, которые будут распутывать каждую цепочку поставок и искать, кого наказать. Тем более что посредники в большинстве своём — фирмы–однодневки. Россия большая страна, граничащая со многими государствами, — перекрыть все цепочки поставок просто невозможно", — подчёркивает он.
Генеральный директор INFOline Иван Федяков согласен, что вряд ли стоит ждать исчезновения с прилавков запрещённой к экспорту техники. Во–первых, есть определённый запас товаров на складах. Во–вторых, продолжают работать различные схемы по ввозу техники в Россию, в том числе серые.
"При этом негативные последствия имеются. Это окончательно ставит крест на осуществлении какой–либо сервисной поддержки этого оборудования в России. Для многих покупателей это станет серьёзным препятствием. Стоит ли платить большие деньги за приобретение товара, если ты потом не сможешь поменять какие–то комплектующие в нём или починить? Также возникает риск блокировки смарт–устройств на территории России. Здесь мы возвращаемся к старой фобии, которая возникла весной 2022 года, — что продукция компании Apple превратится в “кирпичи”", — отмечает он.
Не стоит забывать, что смарт–устройства — это не только электроника, но и уникальное ПО, интерфейсы. Их статус тоже теперь под вопросом.
Вопрос выгоды
Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей, уверен, что блокировать устройства никто не станет. США это невыгодно. Также он критикует тот факт, что общественный фокус внимания полностью сошёлся на iPhone.
“
"Мы окружены американскими процессорами и операционными системами (да, Android сделан в США). Все они не должны продаваться в России. Немотивированный фокус на продукции Apple — это просто вброс", — объясняет он.
Он также подчёркивает, что нет ни одного подтверждения технической возможности удалённой блокировки через операционные системы iOS или Android. Известно, что iPhone работают в Иране и КНДР.
"Подумайте, даже в эти страны приезжают дипломаты, иностранные делегаты, представители деловых кругов из недружественных стран. И все они поголовно пользуются айфонами. Однако производители Android–смартфонов устанавливают поверх операционной системы много собственного ПО, которое может по какой–либо причине ограничить функции телефона на территории России. Нет угрозы конкретно для iPhone, есть угроза для всего иностранного “железа”", — уточняет эксперт.
Но даже в этом случае бояться, по словам Сиволобова, нечего: "Американские политики хорошо понимают, что доступ к информации позволяет влиять на население. Власти США заинтересованы в том, чтобы смартфоны работали! Даже в законодательстве Соединённых Штатов указано, что народ страны, находящейся под санкциями, имеет право на получение доступа к интернету и телекоммуникационным услугам".
Любят дорогое
Тем не менее существует вероятность блокировки части функций устройств, указывает Антон Фомин, бизнес–аналитик ГК "F+ tech–Марвел": "По крайней мере у ряда производителей уже получалось блокировать часть функций в смартфонах в определённом регионе".
В конце декабря СМИ писали, что Apple не позволила адаптировать iPhone, ввезённые в Россию, под отечественные сети связи. В частности, сообщалось, что не поддерживаются функции VoLTE и VoWiFi.
Александр Сиволобов указывает, что сейчас проблем с ними в России не наблюдается. Однако компания Apple больше не может проводить необходимые процедуры по адаптации смартфонов для российских мобильных операторов связи. Но по его мнению, это не значит, что какие–либо функции не будут работать.
“
Антон Фомин при этом подчёркивает, что Apple не производит продукцию двойного назначения, поэтому его товары не попадают под строгие санкционные запреты. В полной блокировке смартфонов он также сомневается: "Несмотря на то что в мировых масштабах российский рынок составляет незначительную часть бизнеса Apple, тем не менее маловероятно, что они решат терять продажи 3–4 млн штук ежегодно".
Тем временем в России интерес к дорогой технике сохраняется. Есть категория покупателей, предпочитающих премиальные товары и готовых переплачивать за бренд. "Наиболее востребованной остаётся электроника среднего ценового сегмента. Для каждой категории продуктов ценовая вилка своя: для смартфонов это 19–35 тыс. рублей, для наушников — 3–6 тыс. рублей, для ноутбуков — 40–50 тыс. рублей".