Мир силовых единоборств обширен и разнообразен. Но большие деньги пока крутятся только в ММА.
Аббревиатура ММА означает Mixed Martial Arts, или, по–русски, "Смешанные боевые искусства". Впрочем, у непосвящённых гораздо больше ассоциаций вызывает словосочетание "бои без правил". Тут же в памяти всплывают фамилии Фёдора Емельяненко, Хабиба Нурмагомедова, Макгрегора… Хотя определённые правила в этом виде спорта, конечно, есть.
Почему ММА так популярны в широких массах? Их формат очень близок к тому, что мы видим в видеоиграх и фильмах, модных среди современных потребителей контента.
Кроме того, в этом виде единоборств достаточно короткие бои, их много и они разные. Обычно поединок длится 15 минут (три раунда по 5 минут), что актуально для поколений Y и Z. Это не 90 минут, как в футболе, или два с половиной часа, как в хоккее.
Ещё один плюс — прозрачная и понятная зрителю структура. Есть чёткое разделение на весовые категории и отдельный рейтинг бойцов в каждой.
В Северной Америке MMA начали набирать популярность в 90–х годах прошлого века, но в России эту новинку предприниматели распробовали не сразу.
Основная загвоздка состояла в том, что у нас не распространено кабельное телевидение и система Pay–per–view ("плати и смотри"), с помощью которой абонент телевизионного провайдера может приобрести трансляцию определённого события, происходящего в прямом эфире. В США, кстати, трансляции топ–турниров достаточно дорогие, примерно $60–65 за событие.
Следовательно, в России оставалось лишь два варианта заработка — продажа билетов и отчисления спонсоров. Последних в начале 1990–х было практически не найти. Вкладываться в только зародившийся вид спорта бизнесмены, привыкшие к быстрой выгоде, не спешили. Да и продажа билетов шла плохо. В СМИ эти бои практически не освещались, и зрители не понимали, за что надо платить деньги.
Но постепенно интерес к смешанным единоборствам рос, подогреваясь тем, что в двух самых элитных в мире организациях дрались бойцы из нашей страны: в UFC стал чемпионом Олег Тактаров, а титул чемпиона Pride и Rings держал тот же Емельяненко–старший.
М–1 ушла, осталась только арена
В конце 1990–х появилась первая российская компания — М–1 Global, которая начала зарабатывать на боях без правил серьёзные деньги. Базировалась она в Петербурге, и её президент Вадим Финкельштейн в 1997 году провёл на арене "Юбилейного" турнир (под вывеской "Открытый чемпионат Европы"), собравший более 4 тыс. зрителей. Тогда это был прорыв, стало понятно, что зрелище интересно не только небольшой группке люмпенов.
На волне успеха Финкельштейн стал организовывать по несколько турниров в год, в которых принимали участие бойцы, известные всей планете. В 2008 году была создана лига по смешанным единоборствам M–1 Global, и этот проект на протяжении нескольких лет был очень близок к элите мирового ММА, особенно когда его лицом был Емельяненко–старший.
В феврале 2018 года в Приморском районе предприимчивый бизнесмен даже открыл спортивно–развлекательный комплекс "М–1 Арена" (сейчас "Тинькофф Арена"), который обошёлся ему в миллиард рублей, и сделал ставку на проведение там различных событий из мира единоборств.
Но сейчас М–1 практически приостановила в России свою деятельность. И Петербург не может больше похвастаться другими топовыми промоушенами. Есть неплохая лига Kingdom Professional Fight, но пока она ограничена Северо–Западным регионом, хотя и имеет тенденцию к росту.
А на смену M–1 в России пришли сразу несколько серьёзных игроков. Крупнейший по числу бойцов в стране сейчас промоушен — АСА, который курируется лично президентом Чечни Ахматом Кадыровым. Образован он в 2018 году после слияния Absolute Championship Berkut (ACB) и World Fighting Championship Akhmat (WFCA). В неофициальном рейтинге считается третьей по статусу лигой в мире и ставит задачу обогнать ближайшего конкурента — американскую компанию Bellator.
ACA стала первой организацией в России, которая ввела систему Pay–per–view. Однако на данный момент большого успеха в этом направлении лига не добилась — часть турниров транслируют федеральные телеканалы.
Угрожает Запад, подпирают "низы"
На пятки АСА наступает Fight Nights, которой руководит Камил Гаджиев, пытающийся подмять под себя разные виды спорта. В своё время он работал вице–президентом клуба КХЛ из Владивостока "Адмирал", а сейчас вместе с боями без правил занят экстримом — "Гонкой героев" и футбольным клубом Медиалиги.
В 2015 году Fight Nights купил совладелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов. Он планировал за 5 лет вложить в компанию $100 млн. Но в конце марта 2018 года был арестован и недавно приговорён к 19 годам колонии строгого режима за создание преступного сообщества и хищение бюджетных средств.
Впрочем, на деятельности Fight Nights это особо не сказалось. Организация по–прежнему больший акцент делает на антураж, приглашая на турнир звёзд шоу–бизнеса, устраивая между боями концерты, танцы и перформансы, а также чередует ММА с поединками по кикбоксингу. Своей потенциальной аудиторией считает "всех без исключения юношей и девушек от 18 до 35 лет".
Russian Cagefighting Championship (RCC) — ещё одна российская промоутерская компания, которая входит в десятку сильнейших в мире. Создана Русской медной компанией с оборотом 245 млрд рублей в год. Вполне могла бы при желании потеснить с первого места и АСА, но принципиально проводит турниры только в Екатеринбурге и Челябинске, не планируя расширять территорию присутствия. Во время соревнований делает акцент на аудиовизуальную составляющую.
Но в целом пока лучшие российские промоушены не столько конкурируют между собой, сколько работают на одну цель — повысить интерес к отечественному ММА.
На первый взгляд тут всё довольно радужно. По разным оценкам, количество фанатов "спорта настоящих мужчин" в России превышает 20 млн человек. Рейтинги турниров смешанных единоборств на телевидении обновляют рекорды и зачастую обходят даже футбол с хоккеем. А в одной из запрещённых ныне социальных сетей число подписчиков Хабиба Нурмагомедова приближалось к 34 млн. Никто из звёзд отечественного шоу–бизнеса и рядом не стоял.
Но и расслабляться нет повода. Определённая часть аудитории традиционно ориентирована только на Запад — UFC и Bellator, — предпочитая болеть за отечественных бойцов, выступающих в этих авторитетных организациях.
С другой стороны, с "низов" подпирает "поп–ММА". Поединки любителей–бойцов уже пару лет разрывают интернет. Благодаря трансляциям в YouTube большим спросом стали пользоваться кулачные бои. В прошлом году в Москве на одном из турниров промоушена Hardcore собралось 8 тыс. человек — почти недосягаемая цифра для среднестатистического ММА–мероприятия.
20 млн рублей на один турнир
Проведение одного ММА–турнира в России, по информации "ДП", в среднем оценивается в 20 млн рублей. Из этой суммы 1,5 млн уйдёт на аренду площадки и её обслуживание, 2 млн — на свет и звук, 1 млн стоит съёмка, по 500 тыс. нужно заложить на рекламную кампанию и шоу–составляющую. Призовые — от 200 тыс. рублей на бой, главный поединок стоит от 5 млн рублей.