СПб ГКУ "Организатор перевозок", которому недавно исполнилось 36 лет, уже год работает в рамках транспортной реформы. С какими трудностями приходится сталкиваться и как за это время поменялось транспортное обслуживание пассажиров, "ДП" рассказал директор учреждения Вадим Арсеньев.
Всё ли удалось транспортному блоку Смольного при переходе на новую модель транспортного обслуживания (НМТО)? Какие огрехи планирования выявились и как с ними боролись?
— Переход на новую модель транспортного обслуживания, состоявшийся в 2022 году, стал новой ступенью развития наземного общественного транспорта и нашего учреждения. Произошло принципиальное изменение взаимоотношений между "Организатором перевозок" и коммерческими перевозчиками. Заключённые государственные контракты чётко регламентируют все аспекты взаимоотношений, предусматривают полную прозрачность работы перевозчиков, устанавливают способы контроля и привлечения нарушителей к ответственности. Благодаря размещённому на подвижном составе оборудованию мы отслеживаем работу каждого автобуса, учитываем все транзакции в виде оплаты проезда, получаем информацию о реальных пассажиропотоках на маршрутах.
Таким образом, благодаря НМТО впервые за всю историю своего существования "Организатор перевозок" получил необходимые рычаги управления работой наземного общественного транспорта Петербурга.
Конечно, как и при любых масштабных изменениях, имели место шероховатости. Со сложностями столкнулись перевозчики. При реализации НМТО из–за санкционного давления на Россию недружественных государств были нарушены логистические цепочки поставок комплектующих заводам — производителям подвижного состава. Это в свою очередь привело к задержкам поставок в Петербург новых автобусов. Не могу сказать, что это критично отразилось на реализации поставленных задач: Петербург с 15 июля, как и планировалось, полностью отказался от маршруток. Однако в течение нескольких месяцев на некоторых маршрутах продолжали работать подлежащие замене автобусы. Как только в город приходил новый подвижной состав, он незамедлительно направлялся на маршруты. Полностью обновить парк коммерческих перевозчиков удалось в ноябре 2022 года.
На первом этапе внедрения НМТО — в апреле и мае минувшего года — возникали регулярные проблемы с работоспособностью валидаторов и корректностью списаний платы за проезд. Эти сложности также удалось достаточно быстро преодолеть: валидаторы были перепрограммированы, в регламенты обеспечения работоспособности оборудования внесли необходимые дополнения. Замена маршруток на большие городские автобусы повлекла увеличение требований к водительскому составу. Привыкание водителей к нюансам управления новыми автобусами в условиях интенсивного трафика, изучение маршрутов следования и остановочных пунктов — адаптация заняла определённое время.
На каждом из этапов — первые 2–3 недели с момента запуска — мы фиксировали рост обращений пассажиров по поводу проезда водителями остановок, неаккуратного вождения, несоблюдения трасс. С каждым случаем разбирались совместно с перевозчиками. Проводили дополнительные инструктажи, повторные стажировки и обучение, за грубые нарушения отстраняли от работы или же увольняли водителей. Чтобы дискредитировавшие себя водители не имели возможности вновь трудоустроиться у другого перевозчика, был сформирован так называемый чёрный список. В совокупности принятые меры дали положительный результат, в настоящее время такого рода случаи носят единичный характер.
Как в целом проходило внедрение новой модели транспортного обслуживания? Верным ли был поэтапный подход, а не единоразовый? Какой из этапов реформы оказался самым сложным?
— Решение о поэтапном вводе принималось задолго до ужесточения санкционного давления и связанных с этим проблем, о которых я уже говорил. Однако, если бы внедрение было запланировано одномоментно в апреле, то высока вероятность, что его пришлось бы отложить или же разбить на этапы, но уже в режиме "с колёс". Поэтому решение о поэтапности внедрения себя полностью оправдало.
Первый этап стартовал 1 апреля, второй — 1 июня, завершающий, третий этап — 15 июля 2022 года. На третьем этапе Петербург полностью отказался от опасных и морально устаревших маршруток, их заменили свыше 2800 новых комфортных автобусов. Для нас каждый этап имел свою специфику, так называемую внутреннюю кухню внедрения и обкатки рабочих алгоритмов. Для пассажиров, на мой взгляд, третий этап стал наиболее ощутимым, потому что произошло больше всего изменений в работе маршрутной сети, — практически 50% от всего запланированного было реализовано на последнем, решающем этапе.
Подчеркну, что наибольшую часть изменений планировали на финальный этап для того, чтобы дать гражданам время освоиться с электронными способами оплаты проезда, оценить достоинства нового пересадочного тарифа "60 минут", изучить информацию о предстоящих изменениях. В целом в период НМТО была проделана большая работа по информированию граждан на остановочных пунктах. В минувшем году "Организатор перевозок" установил свыше 1150 новых пилонов и 300 информационных стендов. В связи с многочисленными изменениями в работе маршрутной сети наши специалисты провели более 33 тыс. операций по обновлению транспортной информации на пилонах, стендах и аншлагах, установленных на остановках.
Помощь в предоставлении гражданам необходимой информации о работе маршрутов наземного транспорта оказывали и продолжают оказывать сотрудники контакт–центра "Организатора перевозок". Бесплатная "горячая линия" по номеру 8–800–234–98–80 работает круглосуточно. Также мы запустили голосового помощника "Анну", которая даёт ответ примерно на 20% поступающих вопросов и этот процент только увеличивается. К слову, транспорт отражается в электронных информационных сервисах: "Яндекс.Карты", 2ГИС и на новом портале общественного транспорта Санкт–Петербурга. Это позволяет отслеживать время прибытия нужного транспорта на остановку, строить маршруты передвижения с учётом всех видов общественного транспорта.
На ваш взгляд, что самое главное, чего удалось добиться благодаря транспортной реформе?
— Самое главное для меня, как руководителя "Организатора перевозок", заключается в том, что обеспечивается стабильная бесперебойная работа наземного общественного транспорта и его доступность для всех категорий граждан. Корректность базовых расчётов инженеров новой маршрутной сети доказала себя на практике. Проблемы транспортного обеспечения носят локальный характер, и мы оперативно на них реагируем. Там, где существует нехватка подвижного состава в часы пик, происходит усиление дополнительными автобусами, что сокращает интервалы движения. В отдельных случаях принимаем решения о запуске новых маршрутов.
Если же мы говорим про результаты, которые дал переход на НМТО, то ключевых, на мой взгляд, пять пунктов. Первое — внедрён принципиально новый единый стандарт качества в области пассажирских автобусных перевозок. Второе — город получил прозрачную финансовую модель работы перевозчиков, рычаги контроля за исполнением ими обязательств, предусмотренных госконтрактами. Третье — полностью обновлён подвижной состав коммерческих перевозчиков. Четвёртое — все виды льгот и единое тарифное меню действуют во всём общественном транспорте. Пятое — теперь весь наземный общественный транспорт работает по графику, его движение прогнозируемо, а отображение в геоинформационных сервисах позволяет планировать своё передвижение в автоматическом режиме — искусственный интеллект поможет подобрать оптимальный по времени и стоимости маршрут.
Вадим Арсеньев
Оправдала ли себя задумка с пересадочным тарифом? Смогли ли пассажиры благодаря ему выстроить корреспонденции взамен закрытым маршрутам?
— Несмотря на то что коэффициент пересадочности новой маршрутной сети больше всего на 0,1%, чем до НМТО, было принято решение нивелировать и этот дискомфорт для пассажиров. Пересадочный тариф "60 минут" изначально планировался как компенсационная мера, позволяющая совершить пересадку с минимальными финансовыми издержками. Данный тариф доступен пользователям единого электронного билета "Подорожник" и активируется автоматически при первой оплате.
Напомню: по тарифам 2023 года базовая первая поездка по карте "Подорожник" в наземном транспорте стоит 44 рубля, вторая в рамках пересадочного тарифа — 10 рублей, третья и последующая поездки на автобусе, троллейбусе или трамвае, совершённые в течение часа, для пассажира бесплатны.
Пересадочный тариф настолько понравился пассажирам, что в настоящее время им пользуются более 25% тех, кто оплачивает поездки "Подорожником". То есть тариф не только сработал как компенсирующий неудобства механизм, но и способствовал поступательному росту популярности пересадок и пользования общественным транспортом в целом. Например, раньше пассажир экономил и шёл до основного вида транспорта пешком, теперь же он платит всего 10 рублей дополнительно и пользуется любым видом "наземки" без ограничений в течение 60 минут.
За 12 месяцев (с апреля 2022 года) по пересадочному тарифу совершено свыше 61 млн поездок, что позволило сэкономить пассажирам свыше 2 млрд рублей. Я считаю эту статистику более чем показательной. Жители не только смогли выстроить корреспонденции взамен закрытым маршрутам, но и поменяли своё транспортное поведение — отказались ходить пешком там, где есть возможность проехать на транспорте.
Не жалеет ли транспортный блок, что одним из требований реформы стал перевод автобусов на газ?
— Петербург — один из регионов — лидеров по развитию рынка газомоторного топлива в России. С 2014 года в городе реализуется программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе, в том числе развивается газозаправочная инфраструктура.
Сегодня по улицам курсируют более 5 тыс. автобусов, из них свыше 3300 — на газомоторном топливе. Закупка нового подвижного состава на газомоторном топливе петербургскими перевозчиками сопровождается активным развитием соответствующей инфраструктуры. Помимо газозаправочной инфраструктуры в парках автобусных перевозчиков на территории города функционируют 18 объектов.
Многие специалисты отмечают, что главный недостаток реформы — это минимальные мероприятия по организации приоритета движения общественного транспорта. Что планируется делать в этом направлении?
— Поскольку одной из главных задач "Организатора перевозок" является обеспечение работы наземного общественного транспорта по установленному графику, то мы приветствуем все мероприятия, которые способствуют созданию городскому общественному транспорту приоритетных условий движения.
Речь не только об организации выделенных полос движения и обособленных трамвайных путей. Не менее важной составляющей является установка и модернизация светофорных объектов, настройка и оптимизация их работы под ритмы движения общественного транспорта. Это большая и важная работа, способствующая росту эффективности работы маршрутной сети и увеличению привлекательности общественного транспорта, которой занимается Центр транспортного планирования Санкт–Петербурга и Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга.
Многие петербуржцы продолжают жаловаться на переполненные автобусы, отмечая, что с маршрутками такого не было, они ходили чаще. Жалобы есть, в частности, по Парнасу, юго–западу города. Это было ожидаемо? Планируется ли как–то реагировать? Менять маршрутную сеть или расписание?
— По Парнасу и юго–западной части города стоит помнить, что эти районы сейчас активно застраиваются жилыми комплексами. Население этих районов постоянно растёт. С момента планирования новой маршрутной сети до внедрения НМТО прошло более 2 лет, за это время в эксплуатацию были сданы новые дома и даже целые жилые микрорайоны. Мы активно работаем над решением задачи обеспечения новых кварталов массовой застройки общественным транспортом. Запускаем новые маршруты, изменяем трассы действующих маршрутов, выпускаем дополнительный подвижной состав. Например, в работу маршрута №199, который связывает железнодорожную станцию Ручьи и Толубеевский проезд на Парнасе, за 5 месяцев было внесено несколько изменений. В октябре 2022 года из трассы исключили участок по проспекту Энгельса, где обычно затруднено движение транспорта. В ноябре усилили маршрут подвижным составом, сократив интервалы движения в часы пик до 14 минут. По просьбам граждан с 28 декабря ввели дополнительную остановку "Светлановский проспект". В феврале 2023 года в связи с ростом пассажиропотока ещё раз усилили 199–й маршрут, сократив интервал движения автобусов в утренние часы пик до 10 минут.
В сентябре 2022 года на юго–западе запустили новый маршрут №203, трасса которого проходит от пр. Народного Ополчения до станции метро "Проспект Ветеранов", а в Невском районе — маршрут №228, курсирующий между станциями метро "Улица Дыбенко" и "Ломоносовская". Для жителей ЖК "Солнечный город" продлили трассу движения автобусного маршрута №300, а маршрут №242 значительно ускорили, отменив часть невостребованных остановок и усилив дополнительными автобусами, что сократило интервал движения до 8 минут. Для улучшения транспортного обслуживания жителей пос. Шушары обеспечено движение четырёх автобусов: №190, 281, 34 и 385 от Вишерской улицы до Старорусского проспекта. Для обеспечения беспересадочной транспортной связи жителей микрорайона "Славянка" (в том числе ЖК "Цветной город") со станцией метро "Звёздная" изменена трасса движения автобусного маршрута №197 "Звёздная ул. — Московская Славянка".
Мы благодарны гражданам за обращения и предложения, которые помогают совершенствовать работу общественного транспорта. Ежедневно сотрудники "Организатора перевозок" следят за качественно–количественными показателями работы маршрутной сети, осуществляют обследование пассажиропотоков и проводят анализ поступающих жалоб и предложений. За минувший год, чтобы поездки были удобнее, мы внесли более 100 корректировок в трассы автобусных маршрутов и более 1 тыс. изменений в расписания следования транспорта. Многие направления усилили дополнительными автобусами, что позволило уменьшить интервалы движения.
Маршрутная сеть — живой организм, который развивается и эволюционирует в соответствии с текущими потребностями и предпочтениями граждан. Это естественный процесс, поэтому работа "Организатора перевозок" по внесению изменений в работу наземного общественного транспорта ведётся перманентно.