С 1 июля на Петроградской стороне автомобилистам придётся платить за парковку. Петербургскому бизнесу экспансия зон платной стоянки в основном не мешает, а кому–то даже приносит дополнительный доход.
После нескольких лет переходного периода, в течение которого платная парковка формально распространилась на ряд улиц центра Петербурга, но штрафы за нарушения не приходили, горожане мучительно переходят к принятию необходимости отдавать деньги за роскошь передвижения на личном автомобиле. Тем не менее реформа имеет и положительные последствия: многие отмечают, что поток транспорта в центре снизился.
Оборачиваемость парковочных мест в зонах, где ввели платную парковку, по данным комитета по транспорту Санкт–Петербурга, увеличилась в 3 раза. На текущий момент каждое из них используется, по разным оценкам, от 3 до 6 раз в день. Теперь найти место для парковки удаётся без нескольких кругов вокруг точки назначения.
Хуже точно не становится
Собственники офисной недвижимости в Центральном и Адмиралтейском районах существенных изменений не ощущают, говорит Сергей Владимиров, руководитель филиала IBC Real Estate в Санкт–Петербурге. "Парковочный потенциал у офисных зданий в центре города обычно совсем невысокий. Как правило, парковка была занята полностью и сдавалась по максимальным ставкам как до, так и после реформы", — поясняет эксперт.
С ним согласна Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге. "Опыт введения платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах показал, что на заполняемость бизнес–центров это не оказывает существенного влияния. Кроме того, компании готовы покупать абонементы на парковку для сотрудников на городских улицах", — рассказывает она.
Во многих офисных проектах на Петроградской стороне и на Васильевском острове паркинги существенно вместительнее, чем в центре города, и ставки аренды ниже на 10–15%. Заполняемость у них на таком же высоком уровне, как и в центре, но после введения оплаты за парковку на улицах собственники сумеют существенно повысить стоимость аренды паркоместа в своих проектах, говорят эксперты.
В то же время общепиту распространение платной парковки уже приносит дополнительную прибыль. Руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди отмечает, что это большой плюс для заведений с чеком чуть выше среднего, потому что около них станет больше свободных мест и не столь важно, что они будут платные. Это может привести к увеличению спроса на спонтанное посещение.
На объекты, которые работают в сегменте массмаркета, наличие платной парковки не повлияет, потому что, как правило, их клиенты на автомобилях не передвигаются.
Неудобства в нюансах
В Смольном заявляют, что введение сборов с автомобилистов приносит свои плоды и городу. Так, по данным комитета по транспорту, средняя скорость движения на дорогах в зоне платной парковки выросла на 6% — до 22,35 км / ч, показатель перегруженности улиц в Центральном районе упал более чем на 8%, а период вечернего часа пик сократился на 40 минут.
Среднесуточный пассажиропоток на станциях метро, расположенных в зонах с платной парковкой, за год вырос на 13%. Порядка 77,8 тыс. поездок в сутки теперь дополнительно совершается на метро вместо индивидуального транспорта (заметим, что общий пассажиропоток Петербургского метрополитена превышает 2 млн человек ежедневно).
Как объяснял заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков в ходе 5–го Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, главная цель реформы и заключается в изменении транспортного поведения людей — чтобы они отказались от личного автомобиля и пересели на общественный транспорт или такси, либо на каршеринг, пользователи которого за стоянку не платят.
Но для того чтобы пересадить людей на городской транспорт, сначала нужно подготовить соответствующую инфраструктуру, в чём Смольный отстаёт, например, от мэрии Москвы. Так, по подсчётам "ДП", в столице в 2 раза больше станций метро на 1 км2 площади, чем в Петербурге. Если считать вместе с МЦК и МЦД, то и вовсе почти втрое. При этом число маршрутов наземного транспорта в обеих столицах сопоставимое — около 0,35–0,37 штуки на 1 км2.
Стоит также отметить, что порядка 60% сегодняшней территории столицы — присоединённая в 2012 году Новая Москва, и без её учёта результаты Петербурга, скорее всего, выглядели бы ещё скромнее.