Петербуржцы и туристы стали больше интересоваться отдыхом на воде. Участники рынка жалуются на рост числа нелегалов в сегменте маломерных судов.
Второй год подряд перевозчики отмечают значительный спрос на прогулки по рекам и каналам Петербурга. Этому способствует высокий туристический поток в Северную столицу. В этом году погода чуть хуже, чем в навигацию 2022–го, но спрос остался примерно на том же уровне.
“
"В тех направлениях, которые сейчас активно развиваются, например Кронштадт, “Остров фортов”, объём перевозок и спрос растут. По “Острову фортов” мы ожидаем прирост посещений на 40–50% к прошлому году. По рекам и каналам средняя загрузка судна сопоставима с прошлогодней", — поделился генеральный директор судоходной компании "Нева Тревел" Юрий Набатов.
Участники рынка в сегменте аренды маломерных судов (яхт, катеров) говорят о росте спроса как со стороны частных клиентов (запросы на аренду), так и со стороны бизнеса.
“
"На петербургском рынке работают около 15 крупных компаний, около 10 мелких, а остальные — это агентства, которые продают теплоходы. Спрос на катера растёт последние 3 года, это началось в разгар пандемии. Тогда в Петербурге стали появляться яхт–клубы (в Лопухинском саду, на Ждановской набережной). Они полностью укомплектовались, там летом нет свободных мест, что говорит о высоком спросе", — рассказал директор компании "Теплоходное товарищество “Петроград”" Николай Предтеченский.
По его словам, увеличилось и количество игроков в сегменте маломерных судов. А в нише теплоходов на рынке новичкам места нет.
В премиальном же сегменте ситуация обстоит несколько иным образом. По словам директора по развитию бизнеса судоходной компании "Бухта Петрокрепость" Ольги Санг, спрос на аренду дорогих флайбриджных яхт и катеров был незначительно снижен в начале сезона, но отыграл своё к середине июля. Санг отмечает, что число судоходных компаний, сдающих в аренду маломерные суда, растёт быстрее, чем потребность в них. "Несмотря на повышение стоимости обслуживания, сложности с деталями, цены на аренду яхт и катеров остались на уровне прошлого года. Думаю, это связано со стагнацией спроса на эти услуги", — поделилась она.
Тёмная сторона
Участники рынка подчёркивают, что не первый год подряд в городе на Неве растёт число нелегалов. Николай Предтеченский отмечает, что на канале Грибоедова часто можно увидеть большое количество маломерных судов, предназначенных для некоммерческого использования. Часто ими управляют неопытные капитаны, недавно окончившие курсы.
"После того как в этом году катера, взятые в аренду у агентов, начали тонуть, стало очевидно, что в законодательстве есть пробелы, которыми пользуются недобросовестные перевозчики. Штрафы за работу без документов, а также на катерах ненадлежащего качества не так высоки, как прибыль, которую можно получить благодаря такой деятельности", — считает он.
В комитете по транспорту Санкт–Петербурга сообщили, что государственный надзор в сфере организации перевозок пассажиров внутренним водным и морским транспортом возложен на Ространснадзор.
“
"В текущем году количество лицензированных перевозчиков и судов, задействованных в перевозках, существенно увеличилось. В рамках межведомственной транспортной комиссии комитетом по транспорту на регулярной основе совместно с представителями Северо–Западного управления Госморречнадзора проводятся рейдовые мероприятия, направленные на профилактику и пресечение правонарушений. Подтвердить факт увеличения числа нелегальных перевозчиков мы не можем", — говорят в комитете.
В нынешнюю навигацию СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта", подведомственным комитету по транспорту, организована работа водного патруля и проведено 51 рейдовое мероприятие в целях профилактики "административки". Всего, по сообщению комитета, выявлено и пресечено 173 правонарушения.
Легче заплатить, чем обжаловать
По словам юристов, если опираться на открытые судебные данные, сложно сделать вывод о росте нелегального рынка перевозчиков. Хотя нельзя исключать, что возбуждение административных дел происходит по инициативе должностных лиц без каких–либо жалоб.
Если сравнивать судебную практику Москвы, Сочи и Петербурга, окажется, что в городе на Неве постановления о привлечении к ответственности за нарушения правил плавания и использования судов практически не обжалуются. Одной из причин могут быть низкие штрафы — их легче заплатить, чем обжаловать. Например, ст. 43.3 закона "Об административных правонарушениях в Санкт–Петербурге" предусматривает штраф для граждан в размере 3–5 тыс. рублей, для должностных лиц — 20–30 тыс., для юрлиц — 50–100 тыс. "Ст. 14.12 КоАП РФ предусматривает более серьёзные штрафы, а также конфискацию транспортного средства и административное приостановление деятельности, но практика по ней в Петербурге минимальная", — обращает внимание партнёр коллегии адвокатов "Смоленка, 33" Елена Менде.
Ограничения ради безопасности
Рост числа нелегальных компаний сами участники рынка отмечают с начала пандемии. Тогда спрос на их услуги был велик, это и простимулировало появление новых "пиратов" (так называют их руководители легальных компаний). Ситуация для предпринимателей в городе меняется, на их работу накладываются ограничения. Так, в июле вышло распоряжение комитета по транспорту № 305–р, согласно которому маломерным судам, не подлежащим регистрации, и гидроциклам до 30 сентября запрещается выход на ряд участков Невы, Малой Невы, Малой и Большой Невки. Также для всех маломерных судов действует запрет на движение с 23:00 до 5 часов утра по Неве от Благовещенского до Литейного моста, по Малой Неве от Биржевого моста до Невы, по Большой Невке от Сампсониевского моста до Невы и в Кронверкском проливе.
Николай Предтеченский считает, что с точки зрения безопасности принятие этого распоряжения разумно: во время развода мостов, когда много катеров выходят в акваторию, движение становится более опасным, особенно для неопытных капитанов.
По его словам, сейчас рынок разделился на лицензированных перевозчиков, которые катают людей в период развода мостов за 16–18 тыс. рублей за 2 часа и выше, и нелицензированных, у которых цены значительно ниже. Для потребителя же часто вопрос стоимости остаётся более приоритетным, чем безопасность.
Кстати, в городе всё ещё популярна услуга "Катер без капитана". "Формально можно управлять без прав катером, если масса судна не превышает 200 кг и мощность составляет менее 8 кВт или от 10,8 л. с. Однако я к этому отношусь резко негативно: в акватории Невы и каналов много лодок, кататься там неопытным людям опасно. В районе Крестовского острова с этим проще, но там есть риск врезаться в судно, движущееся на большой скорости", — говорит Предтеченский.