Входящий в Группу ВТБ банк "Открытие" схлестнулся с Агентством по страхованию вкладов из-за активов петербургской девелоперской группы "Далпорт". АСВ банкротит совладельцев "Далпорта", владеющих от 50% до 75% в разных компаниях группы: они были акционерами лопнувшего банка "Советский", и за счёт продажи этих долей госкорпорация рассчитывает возместить часть ущерба, нанесённого крахом кредитной организации. Однако ВТБ нацелился на банкротство "Далпорта", что ставит планы АСВ под угрозу.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти приступил к рассмотрению дел о несостоятельности восьми ООО, входящих в петербургскую группу компаний "Далпорт", оперирующую коммерческой недвижимостью общей площадью более 60 тыс. м2. Речь об ООО "Визит" (на балансе торговый комплекс на пр. Энергетиков площадью 4,5 тыс. м2), ООО "Максима-Т" (владеет торговым комплексом на ул. Ильюшина площадью 2,1 тыс. м2), ООО "Русский Ветер" (комплекс на Богатырском пр. площадью 5,5 тыс. м2), ООО "Контур" (торговое помещение площадью 150 м2 на набережной реки Фонтанки), ООО "Гостиная" (дом престарелых во Всеволожске площадью 3 тыс. м2), ООО "Строитель 4" (комплекс на Шлиссельбургском пр. площадью 4,9 тыс. м2), ООО "Просвет" (торговый центр на ул. Брянцева площадью 1,2 тыс. м2) и ООО "Универсам 16" (торговый центр на 3-й Жерновской улице площадью 1,3 тыс. м2).
По данным картотеки арбитражных дел, все эти дела о банкротстве пока находятся в "нулевой" стадии: суд только принял заявления первых кредиторов и на прошлой неделе отказал в объединении восьми дел, о чём ходатайствовал представляющий интересы "Далпорта" партнёр фирмы "Апелляционный центр" Владимир Полуянов.
Кредитором, который инициировал все эти процедуры, стал банк "Открытие", входящий сегодня в Группу ВТБ. Он является правопреемником по двум кредитам на общую сумму около $20 млн, которые ещё в середине 2000-х годов были выданы банками "Номос" (заёмщик ООО "Визит") и "Петрокоммерц" (заемщик ООО "Гостиная"). Впоследствии оба эти банка были слиты в банк "Открытие", при этом кредиты были переведены в рублёвые, но зато остальные шесть структур группы "Далпорт" выступили по ним поручителями и передали свои объекты в залог. На дату подачи исков о банкротстве всех восьми компаний общая задолженность по этим кредитам составляла 377 млн рублей, однако в связи с постоянными платежами в их погашение на сегодня она составляет уже 330 млн рублей, сообщил Владимир Полуянов. А с момента дефолта компаний — с января по август 2023 года — в порядке безакцептных списаний с арестованных счетов в пользу "Открытия" было погашено более 200 млн рублей (в январе долг составлял около 570 млн рублей).
Государственный интерес
Между тем, как стало известно "ДП", попытка Группы ВТБ обанкротить "Далпорт" бьёт по интересам госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Дело в том, что компания принадлежит трём бывшим акционерам банка "Советский", лопнувшего в 2016 году из-за дыры в балансе в 11 млрд рублей. Двое из них объявили о личном банкротстве, и теперь назначенные АСВ их финансовые управляющие разбираются в их личных активах (потому что один должен госкорпорации 670 млн рублей, а второй без малого 800 млн рублей). Как заявили в самом АСВ, принадлежащие им доли в "Далпорте" (в разных компаниях от 50% до 75% долей) — это наиболее ликвидный их актив, с продажи которого агентство рассчитывает получить возмещение своих требований.
Третий совладелец группы "Далпорт" Олег Николаев всё это время, пока его партнёров преследовало АСВ, был далек от петербургского бизнеса: он находился в Крыму, где с 2014 года активно занимался политикой, баллотировался в депутаты Госдумы от партии "Роста" как соратник Алексея Чалого (лидера "русской весны" в Севастополе), в 2017 году стал генеральным директором Корпорации развития Севастополя, в числе прочего возглавлял региональное отделение "Деловой России".
В 2019 году, когда гендиректор "Далпорта" был арестован по подозрению в выводе средств из банка "Советский", Николаев вернулся в Петербург и возглавил компанию.
К тому времени, говорит бизнесмен, в группе компаний давно не платили зарплату, а один ТЦ у метро "Приморская" приставы и вовсе закрыли за нарушения пожарной безопасности. Сейчас, похоже, всё позади: почти все торговые центры "Далпорта", судя по его сайту, забиты "под завязку" и стабильно генерируют доход. Который целиком идёт на погашение долгов, утверждает Олег Николаев. По его словам, за последние три года было погашено более 1 млрд рублей долгов, в том числе ликвидированы долги по зарплате, налогам и коммунальным платежам, которые скопились в период управления предыдущего директора. "Мы не стали предпринимать никаких мер по выведению финансовых потоков из юрлиц-должников, чтобы все деньги арендаторов без остатка шли на погашение долгов", — говорит бизнесмен.
Потому и АСВ заинтересовано в том, чтобы "Далпорт" не обанкротился и был успешным бизнесом: так будет легче продать его доли (ведь сама недвижимость в залоге у "Открытия", и в случае банкротства государству в лице АСВ не достанется ни рубля). Чтобы убедить ВТБ не уничтожать компанию, директор АСВ Андрей Мельников даже обратился к тогда ещё заместителю президента Группы ВТБ Андрею Пучкову с просьбой реструктурировать задолженность группы "Далпорт". Однако Пучков вскоре ушёл из ВТБ (сейчас он возглавляет Объединённую судостроительную корпорацию), а "Открытие", вместо того чтобы начать переговоры с должником, уступило права требования к нему специализированной "дочке" Группы ВТБ по работе с проблемной задолженностью — ООО "Долговой центр ВТБ".
Банк "Открытие" в разговоре с корреспондентом "ДП" по кейсу "Далпорта" был краток: "Занимаемся урегулированием задолженности в рамках действующего законодательства".
Сторонний интерес
По мнению ряда экспертов банкротного рынка, непримиримая позиция банка может быть связана с наличием третьей стороны, заинтересованной в поглощении бизнеса группы "Далпорт".
"Это похоже на правду, банк, судя по его непримиримой позиции, скорее всего "упаковывает" должника на продажу третьей стороне, — комментирует конфликт управляющий партнер ЮК ATRA Ахмед Кулаев. — Ведь очевидно, что, получив за полгода почти половину долга и имея все основания полагать, что остаток долга будет погашен в сопоставимые сроки, имея залог, на порядок превышающий сумму долга, ни один здравомыслящий кредитор не инициирует процедуру банкротства должника. Ведь среднее банкротство длится три года, по итогам которых банк получит в лучшем случае долг по номиналу. Вместо того, чтобы за год-полтора получить его с процентами через тех же приставов".
При этом, отмечает руководитель проектов АБ S&K Вертикаль Сергей Высоцких, чисто с правовой точки зрения банк имеет полное право просить признать должника банкротом: "Угроза признания должника банкротом целиком в руках кредитора. Запретить реализовать это право кредитору не могут ни бенефициар, ни иные заинтересованные лица. И несмотря на то, что законодательство о банкротстве и предлагает перечень реабилитационных процедур, без воли на то кредиторов реализовать реабилитационный план почти невозможно".
Между тем, как заявил Олег Николаев, с того момента как права требования с "Открытия" были переданы на "Долговой центр ВТБ", он стал ощущать "интерес специалистов по недружественному поглощению". В Группе ВТБ вопрос журналиста о наличии интересанта на покупку прав требования "Открытия" оставили без ответа.