Песня ещё не спета: в Петербурге продолжают ставить мюзиклы

Автор фото: estrada.spb.ru

Несмотря на трудности с лицензиями, кадрами, техникой и площадками, в Петербурге продолжают ставить мюзиклы.

В последнее время на петербургской сцене сократилось количество мюзиклов. Это произошло, в частности, после того, как популярные музыкальные спектакли "Бал вампиров" и "Джекилл и Хайд" сняли с показов из–за отсутствия лицензий — их не продлевают зарубежные правообладатели. Однако это вовсе не означает заката жанра на берегах Невы. Как государственные, так и коммерческие театры продолжают играть прежние спектакли, а также активно работают над новыми постановками. "ДП" узнал, с какими проблемами сталкиваются постановщики этого жанра.

Оригинальная продукция

Популярные в Петербурге проекты "Бал вампиров" и "Джекилл и Хайд" последний раз играли в Театре музыкальной комедии в конце декабря 2022 года. С тех пор их показ пришлось временно приостановить из–за отсутствия лицензии. Однако другие театры города, которые работают с отечественным материалом, эти проблемы обошли стороной.
"У нас нет проблем с лицензиями, так как мы ставим мюзиклы отечественных композиторов. Например, в нашем репертуаре пять мюзиклов композитора Максима Дунаевского. Максим Исаакович с удовольствием работает над постановками и часто приезжает к нам на спектакли", — рассказал "ДП" Дмитрий Изотов, заведующий литературной частью театра "Буфф". По его словам, театр ставит только оригинальные мюзиклы, написанные специально для него, поэтому проблем с лицензиями не возникает.
В репертуаре Театра эстрады им. Аркадия Райкина тоже нет мюзиклов по зарубежным лицензиям. "На нашей сцене можно каждый месяц увидеть мюзиклы российских авторов: Георгия Фиртича, Владимира Баскина. А в прошедшем сезоне состоялась премьера мюзикла “Маугли” Владислава Сташинского в постановке Алексея Франдетти и Дарьи Борисовой", — отметили в пресс–службе учреждения.
Нет проблем с лицензиями и у театра ЛДМ "Новая сцена" — ведь он знаменит как раз собственными авторскими постановками.

Экономический инструмент

Как отмечают представители петербургских театров, жанр мюзикла востребован среди публики, но при этом требует огромных затрат от организаторов. Так что удержать баланс между затратами и потенциальной прибылью бывает нелегко.
"Выпуск действительно качественного мюзикла — это огромная работа. Такие проекты требуют гораздо больше ресурсов, финансовых вложений в том числе. Не каждый театр отважится взяться за мюзикл", — отмечают в Театре эстрады.
По словам генерального продюсера компании Makers Lab и руководителя театра ЛДМ "Новая сцена" Ирины Афанасьевой, мюзиклы — хороший экономический инструмент для привлечения в город туристов и денежных потоков.
"Как известно, Нью–Йорк — мировая столица мюзиклов. И чуть ли не половину экономики города составляют налоги, которые платят театры. Самые дешёвые билеты в театры Бродвея стоят от $300, а количество посадочных мест доходит до 2,5–3 тыс. В итоге бюджеты города, штата, страны получают колоссальные деньги. Мне кажется, если бы кто–то в нашем правительстве задумался о том, что можно сделать Петербург столицей мюзиклов, то и наш город мог бы получить ещё один мощный источник дохода. Увеличилось бы и количество людей, посещающих театры", — рассуждает она.

Сделано с нуля

Появляются среди постановщиков мюзиклов и новые имена. Этой весной артистка мюзиклов Вера Свешникова презентовала собственный проект — мюзикл "Шагреневая кожа" по Оноре де Бальзаку, написанный Николаем Паниным и Валерием Прудниковым. Материал команда адаптировала в течение нескольких лет — так получился проект с оригинальным либретто, музыкой и костюмами. Теперь у него есть лицензия, которую можно продавать на территории России и за рубежом.
По словам Веры Свешниковой, для реализации задумки пришлось использовать краудфандинг. Команда заручилась помощью поклонников, которые присылали донаты. Суммарно на постановку мюзикла ушло около 3 млн рублей.
"Коммерческому проекту в наших реалиях сложно выжить без меценатов и инвесторов, которые могут поддержать эту отрасль. Мы ищем режиссёров, либреттистов, композиторов — их сейчас очень мало, потому что мы привыкли брать зарубежные продукты и ставить их на сцене. Мы создавали проект с нуля — делали ноты, партитуры, придумывали костюмы, искали площадку. С этим было особенно сложно. В России почти нет площадок, способных воплотить в жизнь сложную мюзикловую синтетическую историю", — отмечает продюсер. Cейчас "Шагреневая кожа" ставится на площадке "Колизей", так как она находится в центре города и соответствует нужным техническим требованиям.
Ещё одна сложность при постановке проекта — покупка современного оборудования, которого нет на рынке из–за сложных отношений с Европой. Например, сейчас почти невозможно купить специальные микрофоны.
"Мы будем искать способы купить технику и надеяться, что рынок России сможет обеспечить запросы", — отметила Вера Свешникова.
Аналогичная ситуация сложилась с пошивом костюмов. Пока закупки зарубежной одежды и обуви невозможны, наряды заказывают либо у больших предприятий в России, либо у локальных творческих мастерских, имеющих опыт пошива театральных костюмов.
Не хватает и практической школы обучения мюзикловых артистов.
"Многие выпускники пытаются занять эту нишу. Мы столкнулись с тем, что нам пришлось долго искать актёрский состав", — резюмирует Свешникова.

Запаслись впрок

У тех, кто работает на рынке давно, конечно, есть преимущество. Как минимум — обкатанная площадка, штат актёров и средства на рекламу. Но и у именитых театров случаются трудные периоды. Театр ЛДМ "Новая сцена", к примеру, в 2021 году столкнулся с необходимостью срочно покинуть привычное здание Ленинградского дворца молодёжи, от которого, собственно, получил название, — новый владелец решил застроить территорию жильём.
Недавно театр въехал в новое помещение по адресу: Петровский проспект, 20, литера Д. Туда было закуплено новое световое и звуковое оборудование. Обошлось без проблем, но в будущем, как отметила Ирина Афанасьева, с закупкой новой техники могут возникнуть сложности — например, зарубежные микрофоны находятся "под санкциями". А вот с костюмами проблем нет.
"90% театров заказывали и заказывают костюмы в России. Обращение к услугам зарубежных дизайнеров и портных многим не по карману. За границей мы шили костюмы только на первый мюзикл “Мастер и Маргарита”, когда у нас были огромные бюджеты. Сейчас театр ЛДМ может себе позволить разработку театральных костюмов у американских или итальянских дизайнеров, но сам пошив происходит в России. Проблем с тканями и обувью мы тоже не испытываем", — говорит Ирина Афанасьева.
"Буфф" в театральном сезоне 2021–2022 годов закупил современную звуковую и световую аппаратуру для технического оснащения сцены, поэтому сейчас трудностей нет. Костюмами для постановок занимаются собственные мастерские театра.
В Театре эстрады посетовали, что отечественные производители музыкального оборудования не удовлетворяют всех запросов и требований по качеству.
"Имеющееся в театре оборудование закрывает художественные и технические нужды для показа спектаклей, но для мюзиклов дополнительное звуковое оборудование приходится брать в аренду", — говорят там.
Костюмы для спектаклей Театра эстрады шьют в петербургских мастерских. Это позволяет технологам спектакля контролировать процесс от начала до конца. Ткани закупаются в Индии, Китае и ОАЭ.