В Петербурге сменился владелец бывшей "дочки" финской Wärtsilä

Автор фото: vostock-photo

У петербургского "Транзас Навигатора" сменился хозяин — компания принадлежит теперь производителю программного обеспечения для киберспорта.

С 17 октября 100% долей ООО "Транзас Навигатор" принадлежат петербуржцу Анатолию Пантелееву. Эта компания — одна из трёх бывших "дочек" финляндского судостроительного концерна Wärtsilä, сменивших хозяев после его ухода из России на фоне международных санкций. Этой осенью "Транзас Навигатор" впервые с 2021 года выиграл размещённый на портале госзакупок конкурс на поставку навигационных карт. Доходы компании за 2022 год составили 2,6 млрд рублей, а эксперты видят её шанс удержать клиентов в конкурентной победе над "Ситрониксом".

Борьба за выживание

"Транзас Навигатор" за последние полтора года меняет хозяев уже третий раз. В прошлом июне на фоне международных санкций ирландская Wärtsilä Voyage Limited продала его доли Дмитрию Лагутину (52%), Алексею Зенину, Сергею Комарову и Евгению Семенову (у трёх последних по 16%). В январе Дмитрий Лагутин выкупил доли "Транзаса" у партнёров, а теперь продал их Анатолию Пантелееву. Месяц назад он приобрёл у Пантелеева 90% учреждённого в прошлом году ООО "Навикс" — компания создаёт программное обеспечение для бортовых систем и судовой навигации. В каком–то смысле они поменялись бизнес–проектами со схожим профилем.
До появления "Навикса" новый владелец "Транзаса" специализировался исключительно на киберспорте. Ему принадлежат ООО "Смарт Шелл" и "Испорт Солюшнз" — первая компания разрабатывает систему управления компьютерными клубами, вторая занимается организацией киберспортивных соревнований под брендом "Битва клубов". Зачем ему бизнес, связанный с морской навигацией, Анатолий Пантелеев рассказывать отказался — по его словам, это несвоевременно. Дмитрий Лагутин на предложение об интервью не отреагировал.
После расставания с Wärtsilä "Транзас Навигатор" как будто исчез из публичного пространства. Корпоративный портал PortNews опубликовал связанную с ним новость с тех пор лишь однажды — в прошлом июле компания пообещала вывести на рынок картографический сервис, который закроет потребности российских судовладельцев в получении и обновлении навигационных карт и пособий.
На портале Единой информационной системы в сфере закупок видно, что в 2022 году "Транзас" не участвовал ни в одном из опубликованных там конкурсов, хотя в 2021–м делал это 11 раз. Ситуация изменилась этой осенью — после годового перерыва компания выиграла конкурс на поставку электронных навигационных карт для ПАО "Ленское объединённое речное пароходство" за сравнительно скромные 1,3 млн рублей (доходы "Транзаса" в 2022 году составили, по данным СПАРК, 2,6 млрд).
О других контрактах компании её генеральный директор Игорь Гапешко рассказывать не захотел, но об активной борьбе за рынок можно судить по опубликованному на сайте Российского морского регистра судоходства (РМРС) реестру свидетельств на электронно–картографические навигационно–информационные системы (ЭКНИС). В реестре 16 таких свидетельств, только восемь из которых выданы российским компаниям. Из этих восьми четыре у "Транзас Навигатора", три из которых выданы в 2023 году. Остальные четыре российских обладателя таких свидетельств — это петербургские ООО "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), "Ситроникс КТ", "Морские навигационные системы" и ЦНИИ "Электроприбор".

Шанс вернуть былое лидерство

По словам первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Льва Засыпко, главное достижение "Транзас Навигатора", обеспечившее ему в своё время "прорыв на рынок", — судовые и береговые системы электронного картографирования и связи, программное обеспечение для них, а также оцифрованные точные карты почти всех районов плавания с возможностью их еженедельной корректировки.
"После покупки “Транзаса” Wärtsilä права на разработки перешли финнам, которые в 2022 году покинули российский рынок, забрав с собой всё купленное и частично выведя персонал за границу — офисы Wärtsilä в Швеции, Германии, Сингапуре, Корее и другие работают в штатном режиме. Российские клиенты “Транзаса” лишились обновлений программного обеспечения и обслуживания установленного ранее оборудования, которое обеспечивает безопасность судоходства. Отсюда риски ошибок в расчётах по маневрированию, в том числе риски столкновения судов. Естественно, в этот сектор бизнеса пошли российские компании. Наряду с попытками “Транзаса” удержать клиентов серьёзных успехов достигло АО “Ситроникс КТ” — основной конкурент “Транзаса”, претендующий на создание единой цифровой системы обеспечения безопасности судоходства, куда будут интегрированы все последние решения. “Ситрониксу” требуется время, значит, у “Транзаса” оно пока тоже есть…" — говорит эксперт.
Заместитель генерального директора по развитию продукта и GR ООО "Глазар" Александр Баёв полагает, что "Транзас Навигатор" имеет шанс занять ключевые позиции на рынке российской морской навигации.
"Каждая компания углубляется в разработки узких решений, но в целом они обеспечивают технологический суверенитет. “Ситроникс КТ” (как часть АФК “Система”) может приобрести их всех, включая “Транзас”, но, по моим сведениям, такую задачу в краткосрочном периоде никто не ставил. В принципе рынок морской навигации делится на сегменты. “Сим Тех”, например, в основном занимается прибрежной и портовой инфраструктурой, “Ситроникс КТ” в большей степени работает над навигационными продуктами в открытых морях, а “Транзас” пытается зайти во все сегменты. “Ситроникс КТ” действительно сильный игрок, но пока у него имеется ряд технических задач, которые предстоит решить. У “Транзаса” огромный потенциал известности бренда, полученной задолго до прихода Wärtsilä, и технического, управленческого и бизнес–опыта, накопленного в период “финского владения”. Это хорошая историческая база, чтобы вернуть былое лидерство на рынке, если, конечно, позволит “Ситроникс КТ” и они сумеют ею умело воспользоваться…" — полагает эксперт.

Дочки–матери

У финской Wärtsilä были три российские "дочки", и все они находились в Петербурге. Помимо "Транзас Навигатора" это ООО "Вяртсиля Восток" и АО "Вяртсиля цифровые технологии".
"Вяртсиля Восток" занималась поставками винто–рулевых комплексов для российских заказчиков, а также разработкой проектов гражданских судов. По одному из них ПСЗ "Янтарь" строит рыболовный морозильный траулер "Виктор Гаврилов", один из самых больших на сегодня. С середины июля стопроцентным владельцев компании стал её генеральный директор Константин Норцев. Некоторое время спустя компанию переименовали в ООО "В–Восток".
"Вяртсиля цифровые технологии" специализировалась на создании программного обеспечения для систем навигации и управления судов и формально существует до сих пор. Её акционеры не раскрываются.
В середине июня команда компании создала новый бизнес — ЭМЦТ, чей представитель заявил о готовности взять на себя задачи экспертной и технической поддержки текущих пользователей Wärtsilä, а также разработать и вывести на рынок отечественные программно–аппаратные решения, которые смогут заместить продукты Wärtsilä. 90% компании ЭМЦТ принадлежат петербургскому ООО "РБР–фактор" Натальи Клименко.
В мае ЭМЦТ вступила в партнёрство с местным производителем электронных навигационных карт ООО "Абрис". Они учредили компанию "Эдвант", которая собирается создавать программное обеспечение для судовой навигации.