Сервисы кикшеринга подвели итоги сезона. Основные выводы — Петербургу не хватает инфраструктуры для развития движения и контроля над частными электросамокатами.
Кикшеринговые компании подвели итоги сезона 2023 года. По мнению участников рынка, справедливо говорить не только о росте популярности электросамокатов в Петербурге, но и вообще об увеличении роли средств индивидуальной мобильности (СИМ). Каждый сезон бизнес фиксирует новые рекорды.
На узких тротуарах
На самокатах компании Whoosh в этом году петербуржцы проехали более 33,5 млн км. Средняя продолжительность одной поездки снизилась по сравнению с прошлым сезоном на 18% и составила 10 минут 22 секунды, однако совокупная продолжительность всех поездок увеличилась на 96%.
“
"Люди совершают всё больше коротких поездок — от метро, остановок общественного транспорта до жилых кварталов, офисов или торговых центров. Более 56% всех поездок в прошедшем сезоне совершалось от остановок общественного транспорта", — рассказали корреспонденту "ДП" в компании.
В "Яндекс Go" сообщили, что число поездок на самокатах в городе на Неве увеличилось в 3 раза. Пик был зафиксирован в период с середины августа по конец сентября, а больше всего поездок выпало на праздники и городские марафоны. Кроме того, Петербург стал первым городом России, где появились новые самокаты собственной разработки "Яндекса".
Самым острым вопросом, связанным с развитием кикшеринга, для Петербурга остаётся разведение потоков пешеходов, автомобилистов и управляющих СИМ. По общему мнению, появление велодорожек на наиболее востребованных маршрутах позволило бы сократить количество негативных инцидентов и снизить накал критики в отношении кикшеринга.
"Также важно продолжать увеличивать зоны поездок на самокатах кикшеринга и количество парковок, чтобы каждый петербуржец был уверен — не используя личный автомобиль, в сочетании с общественным транспортом он сможет добраться из любой точки города по необходимому ему адресу", — отмечают представители Whoosh.
Бизнес понимает, что в исторической части города есть места, где сложно развести потоки пешеходов и электросамокатчиков, так что введение зон ограничения скорости и запрета поездок неизбежно. Однако здесь важно действовать не по шаблону, ломая транспортную модель, а определять конкретные улицы и локации, где требуются ограничения. При этом необходимо прорабатывать альтернативные маршруты проезда, чтобы не ущемлять интересы пользователей.
Представители сервисов отмечают, что в целом диалог с властью налажен, комитет по транспорту и Центр управления парковками находятся в контакте со всеми компаниями, работающими в городе, что позволяет оперативно решать острые вопросы. Однако по некоторым моментам найти точки соприкосновения сложно.
Например, в Whoosh не согласны с предложениями увести самокаты с тротуаров, поскольку считают, что это приведёт к увеличению негативных инцидентов. По статистике, именно пересечения с автомобильным трафиком потенциально наиболее опасны для электросамокатов.
На высоких скоростях
В октябре стало известно, что комитет по транспорту совместно с операторами кикшеринга подготовил ряд инициатив по повышению безопасности движения. В них вошли верификация пользователей СИМ через "Госуслуги"; оснащение самокатов датчиками, запрещающими движение на них двух и более лиц; обязательное страхование ответственности для пользователей прокатных самокатов. Предложения были озвучены в Законодательном собрании. Как отмечал тогда заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков, предложения планируется реализовать уже в сезоне 2024 года. Всего, по его словам, на арендных электросамокатах за текущий сезон совершено порядка 25 млн поездок общей протяжённостью более 60 млн км.
Председатель совета ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин считает, что эффективными мерами регулирования и поддержки отрасли может стать создание сети велодорожек.
"С марта 2023 года ПДД разрешают ездить на электросамокате по велосипедной инфраструктуре. Однако существующие в Петербурге велодорожки начали массово появляться только в 2017 году и до сих пор их отрезки не связаны в единую сеть", — указывает он.
Следует повысить и общий уровень безопасности. На большинстве улиц Петербурга сейчас можно ездить без штрафов на автомобиле со скоростью 80 км / ч. "Городским властям необходимо снижать максимальную скорость движения автомобилей до безопасных значений (многочисленные исследования и эксперты говорят о 30–50 км/ч при движении по городу). Это позволит сократить число тяжёлых ДТП с погибшими и пострадавшими, причём не только с участием пользователей электросамокатов", — говорит эксперт.
Также он считает, что целесообразно поддержать бизнес налоговыми льготами или субсидиями, поскольку СИМ сегодня выполняют в первую очередь транспортную функцию. "Возможно, пришло время подумать над тем, чтобы расширить транспортные льготы и на электросамокаты. Думаю, как минимум студентов такая опция могла бы заинтересовать", — добавляет Константин Мазеин.
Всех не отследишь
По мнению директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, сейчас самым эффективным способом фиксации инцидентов и правонарушений со стороны водителей СИМ могла бы стать донастройка камер фото– и видеофиксации. "Регистрировать таким образом можно, например, тех, кто не спешивается в необходимых местах, ездит вдвоём или в неположенных местах, — поясняет Эрдман. — В случае с частными самокатами открытым остаётся вопрос регулирования скоростного режима. Встроенных ограничений эти СИМ не имеют, владелец может даже превышать скорость на глазах у сотрудника ГИБДД, и тот никак не сможет зарегистрировать это нарушение, поскольку использование радаров в городе запрещено".
Ранее высказывались и более радикальные предложения по регулированию СИМ, вплоть до запрета деятельности кикшеринговых компаний в принципе.
Эксперты, с которыми пообщался "ДП", считают, что лишать горожан такого средства передвижения было бы неправильно. Самокаты в любом случае не исчезнут, люди просто пересядут на личные СИМ, контроль за которыми пока невозможен. В компании Whoosh подчёркивают, что cамокаты кикшеринга, в отличие от частных, полностью контролируются — есть технические ограничения, идентификация каждой поездки, страховки. Однако в нынешних условиях правильнее говорить не об ужесточении контроля над частными самокатами, а о том, как встроить их в существующую систему.
По данным Ozon, спрос на покупку электросамокатов в Петербурге вырос за 10 месяцев на 60% год к году. Средний чек держится на уровне 25,7 тыс. рублей.
Аналитики "Мегамаркета" отмечают, что продажи электросамокатов в городе на Неве за январь–ноябрь относительно аналогичного периода прошлого года выросли на 213%. Средняя стоимость составляет 36 835 рублей.