Магазины Петербурга начали предлагать покупателям комбо–наборы из нескольких продуктов по фиксированной цене.
На полках продуктовых магазинов города появились так называемые комбо–наборы. Например, "Молоко / кефир + колбаса варёная + хлеб". На это обратил внимание в своём телеграм–канале независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин. Такие предложения можно встретить в основном в магазинах, работающих в формате фермерских, например, в Петербурге они есть у "Удачного" и "Народного фермера". Эксперт уверен, что подобные комбо могут появиться и в крупных федеральных сетях.
Не ради просрочки
Впрочем, можно сказать, что в том или ином виде комбо–наборы уже появились у крупных ретейлеров, причём достаточно давно. Например, в некоторых магазинах можно купить по акции вино плюс сыр. "Но такого, чтобы в набор вошли молоко, колбаса и хлеб, ранее я не встречал. Я подозреваю, что это пока тестовый шаг, такие наборы пользуются популярностью. Это подстегнёт спрос и с учётом тренда на экономию. Плюс человек сразу может понять, сколько денег он отдаст за тот или иной набор, ведь в магазинах прилавочного типа, где продукция отпускается на развес, это сразу понять сложнее", — поясняет Михаил Лачугин.
Эксперты считают, что такой приём для бизнеса может быть перспективным, если сети, например, будут комбинировать собственные торговые марки (СТМ) и брендированную продукцию. "Установление социальной цены точно повысит их продажи, причём не только в период кризиса. Главное — не вызвать подозрение у покупателей, что таким образом сбывается некачественный товар, — обращает внимание партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская. — Акции и спецпредложения сейчас актуальны, учитывая постоянный рост цен. Думаю, в преддверии Нового года количество акционных предложений вырастет, как это обычно бывает".
Крупные ретейлеры давно развивают собственное производство и торговлю готовыми блюдами — фабрики–кухни, пекарни, кафетерии, кондитерские и кулинарные цеха. Тем самым они стремятся закрыть базовые потребности покупателя и учесть в своём предложении все варианты для приёма пищи.
"В ассортименте присутствуют готовые моноблюда, а также комплексные завтраки, перекусы, обеды, ужины, детское меню, десерты и комбо–наборы. По итогам 2022 года рост товарооборота по группе “перекус, здоровое питание” составляет десятки процентов. Наряду с качеством ключевой акцент предложения сделан на доступности: на комбо–позиции сети устанавливают минимальные цены, регулярно проводят скидочные акции", — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Покупатель не любит думать
В торговых сетях рассказали "ДП", что действительно видят интерес во внедрении комбо–предложений. Причём по большей части именно в сегменте готовой еды. "Мы также смотрим в сторону рационов и наборов готового питания в офлайн–магазинах, этот сегмент снова начинает расти. Сейчас мы создаём предложения для покупателей (в том числе по цене), включающие привычное комплексное меню комбо: первые или вторые блюда, напитки. Планируем, что скоро наборы появятся на первом этапе в столичном регионе, где больше возможностей для предложения широкой линейки. В крупных магазинах и форматах “Магнит Сити” (к примеру, в аэропорту Пулково) комбо–наборы с перекусами уже есть, мы постоянно тестируем разные варианты, например бургер или выпечка с напитками", — поделились в пресс–службе "Магнита".
В "О’Кее" комбо пока не делают, однако допускают, что в дальнейшем разработают похожие предложения. В "Ашане" рассказали, что в магазинах, в том числе расположенных в Петербурге, сейчас действует акция "Комбо кешбэк", позволяющая клиентам получать больше выгоды, чем может дать обычная прямая скидка. "Для выбора товаров, участвующих в акции, мы изучаем аналитику продаж, смотрим, какие продукты и товары совместно чаще всего покупают или потребляют наши клиенты. Исходя из этой информации отбираем категории, оцениваем востребованность различных предложений", — рассказали там.
Как отметил Михаил Лачугин, представители крупного ретейла всегда исходили из суждения, что покупатель не любит думать, а желает, чтобы ему предложили готовое решение.
"В “Ленте” и “О’Кее” часто можно увидеть, что в холодильных отделах есть небольшие витрины, где разложена продукция, необходимая для того или иного блюда, например блинов. Человек при этом, покупая такую продукцию, не смотрит даже на бренды. Это экономит время", — указывает эксперт.
Синергия с ресторанами
Комбо–предложения давно уже обычная история для сферы общественного питания. В кафе и ресторанах это в основном касалось завтраков и ланчей: покупка комплексного набора обходилась дешевле, чем если бы клиент взял все указанные блюда по отдельности. Также популярностью пользуются наборы в кофейнях, включающие кофе и десерт по фиксированной цене. Ретейлеры, претендующие на занятие своей ниши на рынке общественного питания, тоже используют подобные инструменты.
В "Азбуке вкуса" напомнили, что используют подобную механику продаж в категориях, где это обусловлено покупательским поведением. "В наших кофейнях предлагаем комбо “Кофе + сэндвич или пирожное / выпечка” и периодически проводим такие промо в других категориях, например “шампанское + икра”. В кулинарии собственного производства представлены наборы kids box, куда входят несколько блюд, вода и подарок–сюрприз", — рассказали в компании.
Это позволяет повышать встречаемость отдельных категорий в покупках, а также увеличивать средний чек и количество строк в нём. Ещё одна функция — "подсвечивать" через один трафиковый продукт второй, который уместно предложить покупателям.
Региональный директор системы автоматизации для ресторанов Absolut POS Алексей Смирной отмечает, что в последнее время усиливается синергия между ретейлом и ресторанным бизнесом: обе сферы активно перенимают друг у друга лучшие практики. Это касается как ассортимента, так и форматов — ретейл стал чаще открывать пекарни, кофепойнты и точки фастфуда внутри магазинов. В предложениях магазинов активно появляются комбо.
"Сам по себе этот формат не новинка. В крупных сетях такие наборы давно продаются в сегментах нон–фуд, особенно в категории бытовой химии и гигиены, или продуктов длительного хранения, таких как кофе и шоколад. Востребованность продуктовых комбо–наборов в категории “фреш” сильно зависит от правильного сочетания продуктов — здесь могут быть интересны линейки для завтрака или обеда", — подчёркивает эксперт.
Такие комбинации дают возможность объединить маркетинговую активность разных поставщиков, повысить трафик и узнаваемость брендов, которые участвуют в акции.
"Сейчас промо–активность торговых сетей повышается в преддверии Нового года. По данным NielsenIQ, 89% покупателей в первую очередь интересуются предложениями со скидками и ищут варианты по наиболее выгодным ценам. Так что перспектива у формата комбо, безусловно, хорошая", — считает Смирнов.