Активисты призывают защитить Фарфоровский мост от сноса. Тем временем Смольный уже подписал контракт на его демонтаж.
Петербургские градозащитники обратились к вице–губернатору Евгению Разумишкину с просьбой сохранить связывающий Невский и Фрунзенский районы Фарфоровский мост, который город планирует снести для строительства нового путепровода. По мнению активистов, объект, в частности, может стать частью велосипедного маршрута от Невы до Купчино, о чём просит АНО "Петербургское велообщество". Также мост может войти в состав ансамбля объекта культурного наследия (ОКН) "Фарфоровский пост", так как располагающиеся на его съезде краснокирпичные здания (ровесники моста) уже признаны памятниками.
В случае невозможности сохранить мост на его историческом месте активисты предлагают перенести объект в музей "Российских железных дорог" или в какое–либо креативное пространство Петербурга. Один из инициаторов текста градозащитник Олег Мухин говорит, что обращение к вице–губернатору было направлено Евгению Разумишкину на все контакты, указанные на сайте городского правительства.
Фарфоровский мост — четырёхарочная переправа из клёпаного железа, также известный как Цимбалинский путепровод. Он сооружён в 1910 году, является одним из самых старых мостовых сооружений города и пересекает железнодорожные пути Октябрьской железной дороги. Это единственный в Петербурге (и один из двух в России) сохранившийся с дореволюционной поры многоарочный путепровод. Снос моста предусмотрен планом реконструкции объекта.
"Несмотря на то что новый виадук пройдёт южнее дореволюционного, проектом предусмотрено не сохранение, а снос последнего", — пишут градозащитники. Искать подрядчика для подготовки рабочей документации и выполнения всех работ по реконструкции объекта Смольный начал в июле 2023 года. Реконструкция подразумевает демонтаж старого путепровода и сооружение нового протяжённостью 450 метров. Контракт подписан с АО "ПО “Возрождение”". Его стоимость — свыше 9 млрд рублей. Завершить работы необходимо в декабре 2027 года.
В пресс–службе комитета государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры Санкт–Петербурга (КГИОП) отметили, что заявление о выявлении Фарфоровского моста в качестве ОКН поступило в комитет ещё 11 ноября 2019 года, а в 2020–м издано распоряжение КГИОП об отказе в выявлении ОКН.
"В результате многочисленных реконструкций и ремонтов путепровод утратил множество первоначальных элементов, в том числе дорожное покрытие и ограждение, частично переделаны металлические фермы. Конструктивные особенности путепровода не обладают уникальностью. Наличие у объекта историко–архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценности не установлено", — добавили в пресс–службе КГИОП.
В пресс–службе вице–губернатора Евгения Разумишкина также отметили дефектное состояние моста. "В соответствии с актом обследования, выполненного по заказу ОАО “РЖД” в 2020 году, количество коррозионных повреждений отнесено к категории неустранимых дефектов, вследствие чего принято решение о необходимости проведения реконструкции".
За защиту и сохранение моста ранее выступали также заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик, эксперт министерства культуры РФ Елена Щёболева, писатель, автор ряда исторических и краеведческих книг Денис Шаляпин, инженер–мостостроитель Александр Шумилов.