Доля китайского автопрома в петербургских таксопарках за два года выросла с нуля до 13,5%. Помимо Chery популярными марками из КНР стали Geely, JAC, EXEED и Haval.
Российский рынок такси всё более ощущает на себе многие вызовы 2022 года, с которыми столкнулась российская экономика в целом. Во–первых, отток мигрантов и скачок инфляции подтолкнули вверх тарифы на перевозки. Так, по данным, которые приводили аналитики "Яндекс.Такси", за период с декабря 2022–го по ноябрь 2023–го средняя стоимость минуты поездки на такси составляла 23 рубля, прибавив 21% по отношению к 2021–2022 годам. А по данным такси "Максим", в ноябре 2023 года средний чек на поездки по Петербургу вырос на 37% по сравнению с началом прошлого года.
Во–вторых, резко и радикально начал преобразовываться модельный ряд представленных в таксопарках авто. После ухода большинства иностранных брендов и закрытия заводов отечественный рынок начали активно осваивать китайские игроки.
Сколько такси работает в Петербурге
К концу 2023 года, по подсчётам "ДП", в Петербурге работало примерно 38 тыс. автомобилей такси. В реестре легковых такси, который ведёт Смольный, записей ещё больше — порядка 44,1 тыс., однако не все из них закреплены за перевозчиками с действующими лицензиями. Для сравнения: в конце 2022 года в Петербурге пассажиров обслуживало около 24,7 тыс. такси, а в конце 2021–го — 24 тыс. То есть за прошлый год число машин, занятых в отрасли, выросло в 1,5 раза.
Примечательно, что первые четыре места в топе марок, представленных на рынке, довольно привычные — это корейские Hyundai и KIA, германские Volkswagen и чешские Skoda.
На два самых узнаваемых корейских бренда приходится 44,7% рынка: долю 22,7% с 8,6 тыс. авто занимает Hyundai, KIA — соответственно, 22% с 8,34 тыс. авто. Такси с логотипом Volkswagen в Петербурге чуть более 6,1 тыс., или 16%, ещё 4,35 тыс. (или 11,4%) автомобилей Skoda. Совокупно они занимают более 72% рынка.
Однако замыкающая позиция в топ–5 относительно конца 2022 года изменилась. Французский Renault оттуда был смещён китайским Chery, прочно занявшим долю 5,3% рынка с 2 тыс. автомобилей. За год количество Chery в такси Петербурга выросло в 7,3 раза.
Всего автомобилей китайских брендов в такси сейчас работает свыше 5,1 тыс. — порядка 13,5% от общего числа. Помимо Chery популярными марками из КНР являются Geely (1,26 тыс. авто), JAC (791), EXEED (451) и Haval (451).
Относительно конца 2022–го количество "китайцев" в петербургских таксопарках выросло почти в 6,2 раза. При этом и сказать, что новые лицензии получают только машины китайских брендов, нельзя. Среди авто, получивших лицензии в 2023 году, на 10 автомобилей приходится по два Hyundai и KIA и примерно по одному Volkswagen, Chery и Skoda. Машин других марок регистрируется значительно меньше, но как раз эта категория — "другие" — в значительной мере состоит из Geely, EXEED, JAC и Haval.
Важно подчеркнуть, что до 2022 года китайские автомобили в петербургском такси были настоящей экзотикой. Так, в реестре лицензий, выданных с начала 2019–го по конец 2021 года, самый популярный китайский бренд — Geely. На него пришлось семь лицензий, или около 0,07% от суммарного числа выданных за год.
Каков возраст машин с шашечками
Приток новых автомобилей в отрасль в 2023 году по сравнению с 2022–м увеличился, но так и не достиг докризисного уровня. Например, в реестре такси на конец 2021 года доля машин, выпущенных в том же году, составляла 16,4%, тогда как перечень конца 2022 года содержал лишь 5,5% новых авто. Если считать в абсолютных значениях, то в 2021 году в такси попало 3,9 тыс. новых машин, тогда как в 2022–м в почти в 3 раза меньше — только 1,3 тыс.
В минувшем году по большей части за счёт "свежей крови" из КНР в такси попало 3,3 тыс. новых машин. Их доля от общего числа городских такси составляет 8,74%.
Тенденция на петербургском рынке такси в целом совпадает с динамикой общероссийского рынка легковых автомобилей. По данным аналитического агентства "Автостат", за 2023 год продажи новых машин в России выросли на 69% относительно провального в этом отношении 2022 года — до 1,06 млн штук. Самые популярные у жителей страны иномарки — из Китая: Chery, Haval, Geely, Changan, EXEED, Omoda.
Что изменила реформа
При этом реформа рынка такси, начавшаяся 1 сентября прошлого года, не очень сильно повлияла на стоимость поездки в мегаполисах, рассказали "ДП" в пресс–службе петербургского "Такси 068". Несмотря на то что теперь в законе прописана единая цветовая палитра машин, экологический класс и ужесточились условия по страховке, в целом основные требования к игрокам рынка, включая медосмотры водителей, как и вытекающие издержки, остались прежними.
"Да, теперь перестроены принципы взаимодействия с контролирующими органами, в регионах появились отраслевые реестры, потребовались решения по обмену данными. Да, появилась необходимость наносить жёлтые полосы на новые автомобили. Но это далеко не самая высокая статья затрат", — рассказывает представитель перевозчика.
Сложности ожидаемо возникли из–за возросшей стоимости запчастей. Так, в июне 2021 года амортизатор для седана класса С можно было приобрести за 4,4 тыс. рублей, тогда как сейчас стоимость данной детали выросла почти двукратно. Также на четверть за год увеличились тарифы ОСАГО. Не отстают и зарплатные ожидания водителей.
"Сегодня вы никого не удивите предложением 100 тыс. рублей в месяц. А цена и доступность новых автомобилей заставляют каждый раз тяжело вздыхать", — говорят в пресс–службе "Такси 068". При этом в компании отмечают, что дефицит кадров и рост тарифов не стоит однозначно связывать с влиянием нового закона. На отрасль, как и на всю сферу услуг, оказывают влияние общие законы рыночной экономики и ситуация в стране.
Сколько в такси самозанятых
Ещё одна заявленная цель реформы рынка — вывод из состояния правовой неоднозначности самозанятых водителей.
Сегодня, по данным ФГИС "Такси", пассажиров в Петербурге обслуживают более 1,6 тыс. перевозчиков. Из них подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей — 1,15 тыс., или 71,2%. В то же время на ИП приходится только 18,4% автомобилей такси, тогда как таксопарки и ООО–посредники, предоставляющие доступ к агрегаторам водителям — "свободным агентам", оперируют почти всеми остальными машинами.
Самозанятым позволили получать лицензию на перевозку с сентября прошлого года, в рамках реформы. На сегодняшний день их в реестре 123 человека, или 7,6% от общего числа перевозчиков. Однако их вес внутри всего петербургского рынка ничтожен. Так, у рядового горожанина, заказавшего такси через приложение на смартфоне, шанс сесть в машину к самозанятому водителю — примерно 0,3%.