Петербургские градозащитники обратились к заместителю председателя Совета безопасности РФ и председателю партии "Единая Россия" Дмитрию Медведеву с просьбой предотвратить снос Фарфоровского моста (он же — Горбатый мост), связывающего Невский и Фрунзенский районы города.
Открытое письмо к Дмитрию Медведеву было опубликовано в telegram-канале "SOS СПб СНОС" в понедельник, 5 февраля. Активисты обратили внимание, что политик наверняка неоднократно пользовался оказавшейся под угрозой уничтожения переправой, поскольку до переезда в Москву проживал неподалёку, на улице Белы Куна. Также градозащитники подчеркнули, что не понимают, зачем сносить исторический мост для строительства нового путепровода.
“
"Да, сейчас пропускная способность Фарфоровского моста невысока. И это замечательно, что у города есть возможность построить новый путепровод — шире и современнее. Но зачем же при этом ломать исторический? Ведь новую переправу всё равно соорудят южнее, она не мешает сохранению Горбатого моста. А он может быть приспособлен под веломаршрут — от парка им. Бабушкина до метро у Вашего дома — или перенесён в музей РЖД", — говорится в обращении градозащитников.
Петербуржцы обратили внимание, что на сегодняшний день построенный в 1910 году Фарфоровский мост является последним дореволюционным многоарочным путепроводом в городе, а его ценность как объекта культурного наследия "очевидна профильным специалистам".
Этой позиции, в частности, придерживаются зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и эксперт министерства культуры РФ Михаил Мильчик, лауреат премии правительства РФ в области культуры и эксперт Минкульта Елена Щёболева, автор исторических и краеведческих книг Денис Шаляпин, а также инженер-мостостроитель Александр Шумилов: ранее все они публиковали положительные заключения о признании Фарфоровского моста памятником, напомнили активисты.
“
"Мосты с клёпаными металлическими фермами — историческое наследие, находящееся под угрозой исчезновения... Среди оставшихся утилитарных клёпаных металлических ферм Фарфоровский мост является архитектурно наиболее выразительным и олицетворяет важную эпоху железнодорожного строительства... Мы просим Вас принять участие в судьбе Горбатого моста по-соседски. Мы верим, что Вам он дорог не меньше нашего и что Вы согласитесь: такого заслуженного ветерана нельзя выбрасывать на свалку как ненужную вещь. У этого моста есть душа, он живой, и за свою верную и безотказную службу нашему городу он заслужил почести и уважение", — резюмировали градозащитники.
Отметим, что это уже не первая попытка петербуржцев повлиять на решение властей о дальнейшей судьбе Горбатого моста. В январе 2024 года градозащитники обращались с просьбой сохранить переправу к вице-губернатору Петербурга Евгению Разумишкину. В частности, горожане предлагали включить Фарфоровский мост в состав ансамбля объекта культурного наследия (ОКН) "Фарфоровский пост", однако на тот момент Смольный уже подписал контракт на демонтаж моста.
Как писал "Деловой Петербург", искать подрядчика для подготовки рабочей документации и выполнения всех работ по реконструкции объекта власти Петербурга начали ещё летом прошлого года, а реконструкция подразумевает демонтаж старого путепровода и сооружение нового протяжённостью 450 метров. Согласно условиям контракта стоимостью более 9 млрд рублей, завершить работы необходимо в декабре 2027 года.
В свою очередь специалисты КГИОП отмечали, что в результате многочисленных реконструкций и ремонтов Фарфоровский мост утратил множество первоначальных элементов, а его конструктивные особенности не обладают уникальностью, поэтому его не стали включать в список выявленных объектов культурного наследия.
Несколько месяцев назад жители Петербурга обращались в Следственный комитет из-за предстоящего сноса жилых домов на проспекте Обуховской Обороны ради строительства Большого Смоленского моста. Узнав о жалобах горожан, глава ведомства Александр Бастрыкин поручил провести проверку и представить ему доклад по итогам надзорных мероприятий.