Рост стоимости лизинга до 24% годовых вынудил автомобильных грузоперевозчиков начинать отказываться от парков в пользу аутсорсинга. Об этом сообщили участники рынка "Коммерсанту".
К такому решению чаще склонны небольшие компании, игроки покрупнее всё ещё могут обслуживать лизинг. Так, в компании TTG отмечают, что фуры при нынешнем лизинге стали невыгодными, "у большинства это работа в ноль или в небольшой, допустимый минус". Выкупленная машина приносит чистую прибыль в 25 рублей с километра, но после пяти-семи лет эксплуатации эта цифра снижается вдвое.
TTG не исключают, что откажутся от собственных автомобилей. Учитывая стоимость основных средств и долгосрочной аренды, работать в лизинг получится в лучшем случае в ноль, а год от года — лишь в убыток. Такую работу можно делать только для того, чтобы "выкатать в лизинг и продать основное средство". Но подобный ход позволителен лишь для крупных автопарков.
В Bridge Logistics купили за 2022 год девять тягачей и 16 прицепов, и начали работать в автоперевозках контейнеров, автомобилей, негабаритных и опасных грузов. Через полтора года компания перешла на наёмный автотранспорт, причинами стали демпинг конкурентов, нехватка сотрудников и риск нестабильности грузопотока. При этом объём грузопотока не уменьшились, а наоборот, увеличились в несколько раз.
Сейчас у компании есть ряд договоров подряда с транспортными компаниями, которые имеют до 100 разных видов, марок и моделей автомобилей. Это полностью закрывает потребность в автоперевозках. Такая модель оставляет больше времени для основной работы и устраняет массу проблем, включая необходимость обслуживать, хранить и охранять технику.
В "Да-Транс" полагают, что модель со своим автопарком или без него — это два разных бизнеса, и потребителям важны оба рынка. Попробовав оба варианта, в компании отказались от собственного автопарка, а вместо этого решили развивать клиентский сервис и экспедирование. Да, когда есть автопарк, то меньше порожних пробегов, меньше трат на топливо на километр пути и ремонт, дешевле амортизация. Но цены на сами машины и запчасти — основной минус такой модели.
При использовании наёмного транспорта бизнес ставит цель на максимизацию прибыли, можно предложить клиенту гибкие продукты, есть транспорт в любой точке страны. Но минусом тут стали трудности в работе с крупным предпринимательством и ощущение угрозы от различных IT-платформ, сказали в компании.
Российский рынок лизинга бьёт рекорды: объём нового бизнеса вырос втрое, недавно писал "Деловой Петербург". Реализация отложенного спроса 2022 года, повышение цен и перестройка российской экономики способствуют росту лизингового сектора. Это подтверждают данные рейтингового агентства "Эксперт РА".
После первых 9 месяцев 2023 года объём нового бизнеса составил 2,49 трлн рублей, что на 95% превышает уровень аналогичного периода прошлого года.
На рынке облигаций лизинговые компании достаточно активные игроки, отмечает аналитик "Финама" Алексей Козлов. По количеству выпусков в обращении они занимают второе место после кредитных организаций. Из петербургских лизинговых компаний на долговом фондовом рынке присутствуют "Балтийский лизинг", "Интерлизинг" и "Петербургснаб".