Российский рынок образовательной робототехники перешёл к активному росту. Сегодня он наводнён китайскими наборами, а развитию отечественного производства мешает низкая покупательная способность.
Несмотря на то что образовательная робототехника появилась в России ещё в 1990–х, интерес к ней начал расти, пожалуй, только в последние годы. В городах стремительно увеличивается число кружков для детей (от всевозможных частных до государственных технопарков "Кванториум"), развивается система соревнований ("Робофест", "Робополис", RoboCup Russia и другие). Робототехнику активно начали изучать и в государственных школах. Считается, что в Петербурге это направление впервые появилось в 2008 году в Президентском физико–математическом лицее № 239.
С сентября 2024 года в школы вернётся предмет "Труд", который будет включать в себя три вариативных направления и пять обязательных, в том числе робототехнику (поправки в закон "Об образовании" приняты в декабре). Кроме того, в 2024 году федеральные власти планируют направить на нацпроект "Беспилотные авиационные системы" 45,5 млрд рублей субсидий. Всё это, безусловно, придаст новый импульс развитию отечественного рынка образовательной робототехники. Игроки рынка уже предлагают школам конструкторы и комплексы для инженерных классов, в том числе для управления БПЛА: наборы учебных квадрокоптеров, трассы для полётов и гонок дронов и другое.
Первопроходцами были датчане
Исторически появление и развитие детской робототехники связано с датской компанией Lego. Она добавила в конструкторы электронные программируемые блоки, датчики, электродвигатели, а также создала простую систему сборки роботов и управления ими с компьютера, ноутбука или планшета. В числе самых популярных сегодня остаётся роботехнический конструктор Lego Mindstorms, доступный в его третьей версии EV3. Чуть позже у компании появилось направление Lego Education, и простейшие робоконструкторы (так же как We Do) стали доступны детям начиная с 5 лет.
Однако в 2022 году иностранные производители покинули Россию. Их продукция была включена Минпромторгом в список товаров, разрешённых к параллельному импорту. Однако цена нового комплекта Mindstorms EV3 на розничном рынке сегодня составляет около 100 тыс. рублей. Низкая покупательная способность стала одним из барьеров, которые препятствуют развитию отечественного образовательного роборынка. В том числе по этой причине он сегодня в большой степени наводнён китайской продукцией, более дешёвой.
По оценкам участников рынка, в России разрабатывают и производят образовательные дроны 10–15 компаний. Конкуренция растёт: в этот сегмент выходят игроки, которые занимались смежными робототехническими направлениями и даже совершенно не связанные с ними. В числе известных отечественных марок — "Знаток", "Научные развлечения", R:ED, "КиберТех". Вошли в этот сегмент и три петербургские компании — "Геоскан" (специализируется на летающей робототехнике), "Роббо" и "Техностандарт" (выпускает подводные роботы–конструкторы "Океаника КИТ").
Микроэлектронику заместить не удаётся
В "Роббо" и московском "Знатоке" не стали комментировать перспективы развития рынка. Группа "Геоскан", которая специализируется на БПЛА, с 2017 года, продала в российские образовательные учреждения и за рубеж более 13 тыс. комплектов "Геоскан Пионер". Их производят и разрабатывают в России.
"Разумеется, некоторые компоненты импортные, в особенности это касается микроэлектроники. Например, в России пока не производят в необходимом для нас количестве микроконтроллеры для дронов", — рассказывает руководитель отдела образовательных проектов ГК "Геоскан" Михаил Луцкий. Хотя, по его словам, движение в этом направлении есть: пара российских компаний — производителей микроэлектроники заинтересованы в локализации таких компонентов и ведут их разработку.
Сама компания постоянно выдвигает и тестирует гипотезы, которые могут расширить функциональность её образовательных комплектов и научить детей лучше управлять дронами. "Это всё–таки детские комплексы, и чем более они будут интересны, тем больше детей захотят заниматься летающей робототехникой", — замечает Михаил Луцкий. Сейчас компания работает над полноценным FPV–решением для гонок, которое планирует скоро вывести на рынок. В числе прототипов и STL–модель сферической защиты для игры в дрон–квиддич и дрон–баскетбол. "За рубежом проводятся такие соревнования, они очень красочные и собирают множество поклонников поттерианы. Эту защиту разработал один из наших коллег, который по совместительству работает школьным учителем", — говорит Михаил Луцкий.
По оценке компании, российский рынок образовательной робототехники сейчас находится в стадии активного роста. Большую роль в этом играет национальный проект "Беспилотные авиационные системы", который предусматривает оборудование в школах и колледжах классов по работе с беспилотниками. Количество образовательных дронов в 2024 году вырастет по сравнению с 2023–м в разы, если не на порядок, полагают участники рынка.
Школы закупают оборудование
По данным сервиса "2ГИС", в Петербурге сегодня работают 123 школы робототехники и программирования для детей. Они обучают по разным программам: от лего–конструирования до создания роботов с помощью пайки и электрических цепей и управления ими на базе реальных языков программирования. Одно занятие в кружке в среднем стоит от 1 тыс. рублей.
При этом ещё в 2020 году почти в половине кружков робототехники в стране (48%) использовалось оборудование фирмы Lego, подсчитали аналитики инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ. В 5–7–х классах эта доля составляла 51,7%, а вот ближе к старшей школе снижалась (до 18,5%) из–за того, что для старшеклассников более востребованным уже становится оборудование на основе Arduino (37%), "Амперки" (11,1%) и TRIK (7,4%).
Не все частные школы пользуются готовым коробочным оборудованием от производителей. Например, петербургская школа робототехники "Азимов" сообщает на своём сайте, что не использует конструкторы, имитирующие процесс создания робота. Впрочем, в компании воздержались от комментариев на тему, испытывает ли рынок необходимость в российском производстве наборов и комплектующих для образовательной робототехники.
Между тем такие наборы активно закупают государственные школы. Так, в 2023 году в лицее № 244 Кировского района запустили проект Высокоэффективной инновационной школы. За счёт бюджета города для него закупили VR–шлемы, ноутбуки, проектор, мебель для кабинетов и программное обеспечение. В формате виртуальной реальности ученики лицея будут заниматься в том числе робототехникой и программированием.
А в лицее № 211 имени Пьера де Кубертена также за счёт бюджета Петербурга открыли инженерные классы судостроительного профиля. В том числе там появился предмет "Морская робототехника и судомоделизм".
По данным образовательного блока администрации Петербурга, всего в 2023 году 170 школ Петербурга выиграли гранты на создание предпрофессиональных лабораторий и мастерских, включая робототехническое направление. "Такому оборудованию, как установлено в них, могут позавидовать и многие вузы", — говорила недавно вице–губернатор Петербурга Ирина Потехина. На этот проект из городского бюджета направили более 3 млрд рублей.
Всего в Петербурге работают 700 школ. В 2024 году ещё в 400 из них планируется открыть лаборатории для опытов и экспериментов в области физики, химии и биологии.