Власти Петербурга могут полностью запретить публиковать фото и видео с мест прилёта беспилотников, а также сведения об объектах промышленности и даже мостах.
Пока соответствующий проект постановления губернатора проходит антикоррупционную экспертизу, в социальных сетях спорят о том, какие фото станут поводом для наказания и не отпугнут ли новые правила без того раздражённых курортным сбором туристов.
"Деловой Петербург" спросил у экспертов, кто будет следить за соблюдением новых запретов, какие наказания грозят нарушителям и реально ли запретить людям делать фотографии во время прогулок в реальности, а не в нормативно-правовых актах.
Неоткрыточные виды
Основанием для запрета на публикацию и распространение данных о последствиях атак БПЛА, а также местах расположения средств Минобороны РФ и других объектов, является указ №757 от 2022 года, согласно которому власти Петербурга, где действует "базовый уровень готовности", могут самостоятельно принимать меры для усиления охраны военных, важных государственных и других объектов, которые будут эффективны именно в их регионе.
В марте аналогичные запреты ввели оперштабы Ленинградской и Курской областей, а в региональных законах "Об административных правонарушениях" появились штрафы за неисполнение решений, связанных с вышеупомянутым указом. Суммы оказались идентичными: от 1 до 3 тыс. рублей — для физических лиц, от 10 до 20 тыс. рублей — для должностных и от 20 тыс. до 50 тыс. рублей — для юридических, с последующим увеличением за повторное правонарушение в течение года.
Как сообщили "Деловому Петербургу" в городском комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, оперштаб Петербурга ещё с 8 апреля запретил распространять информацию о работающих в Северной столице системах ПВО, средствах РЭБ, местах стоянки самолётов и кораблей, а также фото и видео с мест атак БПЛА. Такие нормы действуют до 16 декабря 2024 года включительно, однако привлечь к ответственности за их невыполнение в Петербурге пока что не могут: проекту губернаторского постановления, который во многом повторяет мартовское решение оперштаба Ленобласти, только предстоит обрасти сопутствующими нормативно-правовыми актами.
Проект постановления губернатора Петербурга, запрещающий распространять информацию о местах падения БПЛА и местоположении ряда объектов.
Но если запрет на распространение сведений о военных объектах и последствиях прилётов БПЛА не вызывает вопросов, формулировка "…сооружения систем связи, систем охраны объектов ТЭК, промышленности, мостов и портовых зон" охватывает огромное количество объектов на территории города, а значит, поводом для наказания может стать практически любое фото и видео, сделанное на улице и опубликованное в Сети. Впрочем, для этого есть веские основания.
"Военные действия очень крепко переросли в область, не связанную с личным участием военнослужащих, когда противник может скорректировать неточное попадание, руководствуясь общедоступными средствами: совершает вылет БПЛА, а потом по открытым источникам, соцсетям и каналам смотрит, куда физически “прилетело”. И даже не обязательно в тот же день, а через неделю или месяц, чуть-чуть скорректировав вылет, он уже точно попадает, куда хотел. А бедные граждане, которые это публиковали, даже не подозревают, что именно они становятся причиной следующего, более точного попадания", — говорит юрист Илья Пакконен.
Курорт с секретом
По мнению члена Гильдии маркетологов Александры Веретено, новые правила могут негативно отразиться на малом и среднем бизнесе в Петербурге. "Запрет на публикацию фото и видео важных инфраструктурных объектов может затруднить рекламные и маркетинговые активности предприятий, которые ведут бизнес вблизи данных объектов. Например, кафе или магазины, расположенные рядом с мостами или портовыми зонами, могут столкнуться с ограничениями в использовании изображений этих мест для привлечения клиентов через социальные медиа", — предупреждает эксперт.
Туристы фотографируются на Невском проспекте.
Также маркетолог согласилась, что планирующие посетить Петербург туристы могут испытывать неудобства из-за ограничений на фотографирование и видеосъёмку, поскольку это может повлиять на их восприятие свободы при путешествии и, как следствие, сократить турпоток. Особенно среди тех, кто ценит возможность делиться впечатлениями и фотографиями в социальных сетях.
Противоположной точки зрения придерживается вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Леонид Гарбар, указывающий на невозможность контролировать соблюдение новых запретов: "С наличием у каждого фотоаппарата в руках очень тяжело что-то запрещать: возьмёте, сфотографируете, в сеть выложите и ничего не сделаешь. Да и я что-то плохо представляю, что из-за запрета фотографировать перестанут ездить по стране".
Аналогичным образом отреагировали и другие представители гостиничного и ресторанного бизнеса, которых "Деловой Петербург" спросил об опасениях, связанных с новым постановлением. Директор отельной группы Rostelecom Travel Tech Яков Адамов отмечает, что отельеры так погружены в решение проблем с курортным сбором, что документ даже не обсуждался, не говоря уже о том, как информировать постояльцев о новых правилах и нужно ли будет делать это в принципе.
“
"Опасаться, что введение этого запрета может парализовать туристическую отрасль в Петербурге, наверное, не следует. Но мне очень сложно представить, как можно проконтролировать исполнение этого постановления, — говорит лидер сообщества Resto GR Александр Ружинский. — Допустим, проезжает человек по Дворцовому мосту на велосипеде, останавливается, фотографирует вид, едет дальше. И что? Нужно, чтобы на мосту постоянно дежурили по 100 полицейских? И этого, думаю, будет мало".
Изображение и наказание
Учитывая важность такого запрета для безопасности населения, необходимую для его соблюдения нормативно-правовую базу должны разработать в Петербурге достаточно быстро, а судя по опыту других регионов, речь скорее всего будет идти об административных штрафах или наказании, не связанном с лишением свободы, считает адвокат Илья Пакконен.
"Основной смысл заключается не в том, чтобы человеку стало страшно и очень больно от административного наказания, а в том, чтобы привлечь его внимание и разъяснить, что он сделал не так. И именно по таким правонарушениям — когда люди не очень понимают общественную значимость и опасность правонарушения, — достаточно штрафа. А вот последующие действия, подозреваю, будут рассматриваться уже на предмет уголовных преступлений. Если человек единожды проинформированный, какие последствия его безобидный пост влечёт, снова совершает подобное, речь скорее всего пойдёт о том, что он умышленно публикует для информирования врага и неограниченного круга лиц сведения, которые в общем-то составляют военную тайну", — отмечает эксперт.
Другой вопрос, что рассмотрение новых видов административных правонарушений потребует времени, вовлечённости, активного изучения соцсетей, кадровых решений, наработок регламента и скорости принятия решений со стороны органов, которые получат на это полномочия. Ведь если расследовать административное правонарушение по сроку давности — в течение 3 месяцев с момента совершения, — к моменту его окончания все опубликованные в соцсетях данные будут уже использованы противником.
"В зависимости от того, нужно ли будет рассматривать эти правонарушения массово, или конкретно в нашем регионе они будут единичными — будет определён орган. Если для расследования потребуется аналитическая правовая работа, могут передать прокуратуре. Но здесь очень простой вопрос, поэтому, скорее всего, он будет относиться к органам полиции, для которых кадровый вопрос стоит не так остро", — объясняет юрист.
А вот передача новых полномочий какому-то из комитетов Смольного выглядит маловероятной: в отличие от чиновников, чья работа в принципе не связана с привлечением граждан к административной ответственности, правоохранителям хорошо знаком этот процесс, добавляет Пакконен.
Запад не дремлет
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты согласны, что запрет на публикацию фото и видео с информацией, которой может воспользоваться противник, следовало ввести давно. Особенно если учитывать, что инциденты с дронами в городе уже были.
“
"К сожалению, у врага всё больше возможностей чаще и дальше залетать на нашу территорию, в том числе — в Петербург. Отслеживается абсолютно всё и всякий раз, когда что-то прилетает, а люди снимают, это тут же попадает в ЦИПсО. В Киеве эту тему уже давно прикрыли категорически и просто сажают. У нас же, почему-то, люди продолжают снимать: может, по глупости определённой или в азарте от увиденного, может, за деньги, которые им кто-то перечисляет с Украины или не понимая, что мы находимся в состоянии большого конфликта не только с киевским режимом, но и с Западом. Поэтому, кто хочет получить фотографию мостов, пусть покупает открытки в киосках, там всё хорошо снято", — считает капитан 1 ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин.
При этом офицер согласен, что после введения запрета возможны "перегибы" по отношению к нарушителям, поэтому власти должны уделить особое внимание информированию населения о последствиях безобидных, на первый взгляд, постов в соцсетях. Лучше всего, отмечает военный, если это будут короткие и наглядные видеоролики с сюжетом, а не зачитывающая список ограничений "говорящая голова".
С необходимостью как можно чаще и подробнее разъяснять населению необходимость новых правил согласен и Илья Пакконен:
"Наша интерактивная жизнь связана с тем, что любое более или менее отражающееся в душе событие тут же находит отклик в социальных сетях. Люди могут выложить пост, даже не понимая, что именно они увидели: комету, метеорит, самолёт или БПЛА. Постановление губернатора Петербурга имеет совершенно чёткую цель — обозначить границы дозволенного. Но запрет на съёмку тех же мостов — это уже вопрос массовой разъяснительной работы, которой нет на данный момент. Люди должны понимать, что ситуация серьёзная и до тех пор, пока она не стала критической, нужно принять определённые меры".
Юрист полагает, что в краткосрочной перспективе новые запреты могут привести к всплеску правонарушений, однако, когда их начнут "догонять" массовые штрафы, количество желающих выкладывать фото с "запрещёнкой" должно сократиться.
"Понятно, что в Петербурге живут около 6 млн человек и понятно, что по щелчку пальцев все вдруг не будут выполнять новые правила. Тем более, если они не очень укладываются в привычный образ жизни. Но это настолько важно, что я практически уверен — если динамика не будет положительной, начнут закручивать гайки", — констатирует Пакконен.
“
Очевидно, что инициатива правительства Петербурга, прежде всего, направлена на обеспечение безопасности, поскольку сам по себе законопроект, предусматривающий запрет <...> на распространение и публикацию любой информации, способствующей раскрытию мест расположения сил Минобороны, сооружений систем связи, систем охраны объектов топливно-энергетического комплекса, промышленности, мостов и портовых зон <...> напрямую не должен отразиться на туристическом потоке в Северную столицу, будь то деловые или познавательные поездки. Приезжающие туристы могут, как и обычно, посещать достопримечательности нашего прекрасного города. И, хотя, произвести фото- или видеосъёмку, а тем более опубликовать сделанные снимки и ролики, например, в социальных сетях, мессенджерах, медиа хостингах, отослать их родным, друзьям и знакомым, а также распространить каким-либо иным образом информацию об указанных выше объектах будет нельзя, тем не менее, в разрешённых местах, раскрытие которых не несёт вреда безопасности нашего города, сделать фото на память лично для себя можно, как и раньше. Поэтому существенно данная законодательная инициатива не скажется на показателях деятельности малого и среднего бизнеса, задействованного в туриндустрии.
Однако необходима планомерная работа по информированию, оповещению и разъяснению указанных ограничений, как жителей Петербурга, так и гостей нашего города. Это можно делать через СМИ (электронные, печатные издания, телевидение, радио), путём включения трансляции в метро и других видах общественного транспорта, размещения уличных баннеров и билбордов. Для пояснения действующих правил можно подключить волонтёров в местах массового скопления людей (в историческом центре города, около музеев, памятников), проводить инструктирование силами гидов и представителей туристических компаний, а также следить за соблюдением предписанных норм. Не исключено всё же, что возникнет необходимость привлекать, как несознательных, так и действующих намеренно граждан к ответственности за несоблюдение установленного законом порядка. И это оправдано, так как, в конце концов, в современных условиях люди должны проявлять благоразумие и гражданскую ответственность в данном вопросе.
Александр Дмитриев
доктор экономических наук, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге