В течение последнего года цены на услуги аппаратной и инъекционной косметологии практически не претерпели изменений. По мнению экспертов, дальнейшее увеличение стоимости косметологических процедур приведёт к ещё большему оттоку пациентов в серую зону.
Без резких движений
В настоящий момент, по данным "СберЗдоровье", в Петербурге услуги косметологии оказывают 767 клиник, и это по–прежнему высокодоходный бизнес: по подсчётам "ДП", к концу 2023 года объём петербургского рынка косметологических услуг достиг 8,25 млрд рублей. Однако, если в 2022 году рынок эстетической косметологии Петербурга увеличился на 25–30%, 2023 год показал значительно более скромный прирост оборотов.
По оценке Александра Солонина, главы Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга, в течение прошлого года этот сегмент продемонстрировал увеличение не более чем на 10%. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что в ближайшей перспективе рост не превысит этого показателя, поскольку рынок уже достиг своего потолка. Пик роста пришёлся на середину 2000–х, и именно к этому времени открылась большая часть ныне существующих клиник эстетической медицины. Сейчас появление новых объектов носит скорее эпизодический характер.
В последние годы незначительно растёт и аудитория, которая регулярно пользуется услугами косметологов. Согласно исследованию ВЦИОМ, в настоящий момент 43% жителей Петербурга пользуются услугами эстетической медицины. Это в 9,3 раза больше, чем в 2000 году, когда косметологические кабинеты посещали не более 4% петербуржцев. Однако рост за 10 последних лет оказывается совсем незначительным — в среднем не более 3%.
Затормозились и цены. Анализ стоимости основных услуг петербургских клиник эстетической медицины показал, что по сравнению с прошлым годом она практически не менялась. Так, по данным АО "Красота и медицина", в Петербурге средняя стоимость плазмолифтинга лица выросла всего на 1,56%, AHA–пилинга — на 1,16%, контурной пластики Juviderm Voluma — на 1,27%. На некоторые процедуры цены даже снизились. Например, стоимость ботокса при гипергидрозе упала на 5,14%, а лазерного омоложения лица — на 4,63%.
Конечно, есть и процедуры, которые в течение прошлого года выросли в цене, однако, по словам Григория Ибрагимова, ведущего трихолога, дерматовенеролога "СМ–Клиники в Санкт–Петербурге", пока предпосылок к резкому подорожанию не наблюдается. "Всё будет зависеть от курса рубля и стоимости логистики. Оба фактора тесно связаны с экономической обстановкой в стране и мире", — поясняет Григорий Ибрагимов.
В целом же взвинчивать цены на услуги эстетической медицины невыгодно. "Аппаратная и инъекционная косметология — это и сейчас достаточно рентабельные направления, — комментирует Григорий Ибрагимов. — Уровень рентабельности в среднем по рынку составляет около 20%".
Рост же цен неизбежно приведёт к оттоку пациентов из легального сегмента в серый.
Тренд на экономию
Опросы ВЦИОМ показывают, что уже на данный момент около 40% рынка находится в серой зоне. Многие россияне стараются сэкономить на посещении косметологов, но не путём полного отказа от их услуг, а игнорируя лицензированные клиники.
Разброс цен даже в сертифицированных медучреждениях индустрии красоты очень большой: цены на одни и те же косметологические процедуры в разных клиниках могут отличаться в несколько раз. Например, стоимость контурной пластики губ препаратом Restylane начинается от 12 тыс. рублей за 1,0 мл и достигает 38,7 тыс. рублей за тот же объём. В частном же кабинете, у косметолога без лицензии, эту процедуру можно сделать, заплатив 5–6 тыс. рублей.
Сэкономить также можно, согласившись на использование контрафактных препаратов. "Низкие цены могут быть у недобросовестных представителей индустрии, которые покупают препараты не у официальных дистрибьютеров, — поясняет Евгения Куликова, косметолог Lahta Clinic. — Это большой риск для пациента, поскольку вероятность осложнений в таком случае очень велика".
Тем не менее, по данным ВЦИОМ, 25% пациентов никогда не спрашивают косметологов о применяемых препаратах, что может быть связано как с полным доверием к врачу, так и с сознательным желанием идти на риск ради экономии денег.
Выживет сильнейший
Расти по экспоненте, как в 2000–е годы, рынок инъекционной и аппаратной косметологии уже вряд ли будет. Однако и резкого падения тоже не предвидится. Эксперты отмечают, что даже снижение покупательной способности, ставшее следствием политических и экономических кризисов последних 2 лет, не привело к падению популярности эстетической медицины у населения.
Например, в этом году увеличение числа первичных пациентов в клиниках косметологии МЕДИ, особенно в спальных районах, отмечает Максим Шадрин, заместитель генерального директора по стратегическому планированию системы клиник МЕДИ. "За I квартал 2024 года этот показатель вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — рассказывает эксперт.
Ещё с прошлого года наблюдают устойчивый рост пациентопотока по направлению косметологии и в "СМ–Клинике в Санкт–Петербурге". "С января по март 2024 года число пациентов увеличилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост показателей в значительной степени обусловлен появлением в клиниках новых современных аппаратов", — комментирует Григорий Ибрагимов.
"Мы не проводили такой анализ, но мне кажется, что всё больше женщин интересуются возможностями эстетической медицины, чтобы выглядеть лучше и моложе", — подтверждает Евгения Куликова.
Впрочем, исследования рынка говорят, что к услугам врачей–косметологов всё чаще стали обращаться и представители сильного пола. Так, данные опроса ВЦИОМ показывают, что каждый десятый мужчина (11%) регулярно посещает косметологов и планирует это делать и в дальнейшем.
"Люди в целом начали внимательнее относиться к себе и уделять больше внимания профилактике, — рассказывает Григорий Ибрагимов. — И это в том числе касается и внешности. Косметология не отстаёт от этого тренда и предлагает решения не только для коррекции уже имеющихся проблем, но и для их предупреждения. Соответственно, растёт и доля пациентов, которые прибегают к профилактике уже с 25 лет, не дожидаясь выраженных возрастных изменений. Это также сказывается положительно на динамике пациентопотока".
Остановить перетекание пациентов в серую зону возможно только за счёт фиксации цен на сегодняшнем уровне. Очевидно, что в этой ситуации небольшим игрокам будет сложно сохранить рентабельность и продолжить успешное развитие. Однако крупные компании за счёт диверсификации бизнеса вполне смогут сохранить свои позиции, не теряя прибыли.