Власти Эстонии собираются дополнительно ограничить работу погранпереходов на границе с Россией. Новые меры вряд ли сильно повлияют на пассажирские и грузовые потоки.
Министерство финансов Эстонии подготовило план очередного ужесточения правил перехода границы с Россией. Два КПП предлагается закрывать на ночь, а один из них сделать недоступным для пешеходов.
Согласно инициативе, направленной эстонскому правительству, пограничный переход в Койдула (Куничина гора с российской стороны) будет открыт с 5:00 до 22:00, но таможенное оформление товаров будет возможно только с 7:00 до 19:00. Погранпереход Лухамаа (Шумилкино) перестанет быть пешеходным, рабочее время продлится с 7:00 до 19:00.
Как заявил глава Минфина Март Вырклаэв, изменения необходимы в связи с ситуацией с безопасностью в Европе и боевыми действиями на Украине.
"Пересмотр режима работы пограничных пунктов вытекает из подтверждённого эстонским государством в апреле 2022 года принципа о том, что экономические отношения с Россией должны быть сведены к минимуму, а также из санкционной политики, принятой в прошлом году", — приводит слова министра эстонское гостелерадио ERR.
Как отреагируют пассажирские перевозки
По данным Департамента полиции и пограничной охраны Эстонии, в июле КПП Лухамаа ежедневно в среднем пересекало 1050 человек, 290 из них переходили границу пешком. Четверть людского трафика пришлась на россиян, доля эстонских граждан составила 12%.
Чиновники считают, что этот пункт пропуска не имеет того же значения для местных жителей, как Койдула, через который люди с двойным гражданством ездят на работу, передаёт ERR.
Третий погранпереход Нарва – Ивангород уже работает только днём и пропускает исключительно пешеходов. Автобусный перевозчик Lux Express после введения нового расписания перенёс ночные рейсы на дневное время, сохранив пассажиропоток на этом направлении. Аналогичным образом предполагается поступить и в отношении маршрута, проходящего через Лухамаа, если пограничную процедуру ужесточат, рассказали "Деловому Петербургу" в компании.
Сейчас рейсы перевозчика загружены на 75–80%. На объёмы потоков в том числе повлияли пассажиры, переориентировавшиеся с финского направления на рейсы через Таллин.
"В условиях временного закрытия Финляндией пунктов пропуска на границе с Россией регулярные автобусные рейсы через российско-эстонскую границу остались практически единственной возможностью граждан для поездок в пограничные страны. Граждане Финляндии и те, у кого есть основания для поездок в эту страну транзитом через Эстонию, продолжают пользоваться услугами автобусов Lux Express. В июне на наших рейсах было 16% пассажиров из Финляндии", — отмечает генеральный директор АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Наталья Арефьева.
Изменить время рейсов в случае новых ограничений планирует и перевозчик Ecolines. Как сообщил директор по маркетингу компании Андрей Волков, заявка на оформление дневных маршрутов уже подана.
По его словам, объёмы существенно снизились после того, как прибалтийские страны и Финляндия запретили въезд с туристическими целями. Если раньше 70% пассажиров перевозчика составляли туристы, то сейчас почти все либо имеют двойное гражданство, либо едут в соседние страны по семейным и личным делам. В то же время отток туристов частично компенсировали пассажиры, которые до отмены авиа- и железнодорожного сообщения путешествовали на самолётах и поездах.
Пограничные пункты на северо-западной границе России, июль 2024
Путь домой
Отказ от туризма из России негативно сказывается на самой Прибалтике. Так, по данным Европейской туристической комиссии, в прошлом году многие страны континента превзошли по уровню турпотока доковидные времена. Аутсайдерами же остаются Латвия, Эстония и Литва, где уровень международных прибытий ниже 2019 года на 24%, 16% и 15% соответственно.
И хотя Эстония в прошлом году стала второй страной по пешеходным переходам границы из РФ, Таллин отказал каждому третьему российскому заявителю, желавшему получить шенгенскую визу.
Сейчас, когда прямой путь в Европу закрыт для россиян, соседние с РФ страны Евросоюза превратились в своеобразный перевалочный пункт на обратном маршруте.
"Те, кто следует с целью туризма либо по делам, не могут напрямую ехать, например, во Францию или в Италию, даже имея визы. Они следуют по транзитному маршруту через Стамбул, Ереван, Тбилиси в Европу, а обратно уже напрямую через Прибалтику и Финляндию. Аэропорт Хельсинки был очень популярным в этой части, там было очень много рейсов. Он и сейчас так используется, но людям приходится ехать из Хельсинки паромом до Таллина и уже из Таллина в Санкт-Петербург. Но всё равно этот маршрут в разы дешевле, чем сейчас в пик сезона лететь обратно через Стамбул", — отмечает Андрей Волков.
Торговля санкционкой
По задумке эстонского Минфина, новые ограничения нужны не только для обеспечения безопасности, но и для усиления контроля за подсанкционными товарами. Вырклаэв в частности напомнил, что соседи Таллина уже закрыли многие сухопутные погранпереходы с Россией.
"Это означает, что наши КПП в Койдула и Лухамаа являются "окнами в Европу", через которые продолжается российская торговля с Европой, но не в интересах Эстонии ей способствовать", — сказал министр.
Можно предположить, что ночное время является более благоприятным для провоза запрещённых товаров, рассуждает профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в Петербурге Александр Скоробогатов. Он отмечает, что такие товары после введения санкций выросли в цене и стали более выгодными для перепродажи.
"Возможно, новые ограничения окажут небольшое влияние на торговлю. Но если мы в целом посмотрим на то, как развивалась наша торговля с Европой и другими недружественными странами после начала СВО, то бизнес достаточно быстро ко всему приспосабливался", — говорит эксперт.
По данным Евростата, товарооборот России и ЕС за 2023 год упал на 65,5%, с 257,7 млрд до 90 млрд евро. Импорт европейских товаров в РФ снизился на 30%, а экспорт — на 75%. Вместе с тем торговля санкционными товарами как правило ведётся с использованием серого импорта, то есть через третьи страны.
"В настоящее время основные потоки из Европы проходят через транзитные страны, такие как Турция, Армения и Белоруссия. Грузы доставляются с помощью авто- и авиаперевозок", — отмечают в логистической компании "Деловые Линии".
Однако, судя по всему, Прибалтика также играет определённую роль в сером импорте за счёт географической близости к Европе.
"Это очень коррупциогенная сфера, золотое дно. Товарооборот с Европой всё равно огромен, и он не может сократиться до нуля. Санкции приводят к сильному подорожанию товаров, которые оттуда поступают. Это подорожание может быть в разы, и потенциал получения прибыли при обходе санкций просто огромен. Это само по себе создаёт предпосылки для того, чтобы погранпереходы так или иначе продолжали работать", — резюмирует Скоробогатов.