В Петербурге представили проект терминала для ВСМ. Его создатели справились с основным вызовом, но у экспертов есть опасения, что новый вокзал в условиях плотной застройки и интенсивного трафика может осложнить транспортную ситуацию в центре города.
Градсовет в Петербурге рассмотрел 7 августа эскизный проект терминала высокоскоростной железной дороги (ВСМ). Пересадочный узел планируют строить на месте исторической промзоны на Лиговском проспекте.
Работа над проектом шла не один год. Члены Градсовета его видели не впервые — актуальная версия стала результатом доработок с учётом ранее высказанных замечаний.
О чём говорили на Градсовете
Основным вызовом для проектировщиков была необходимость вписать сложный объект в привычную для пассажиров локацию с сохранением исторической застройки, неоднократно подчёркивали участники обсуждения. Однако разбираться придётся и с такими проблемами, как перегруженность площади у Московского вокзала.
"ВСМ приведёт к формированию новых транспортных привычек", — сразу поднял планку ожиданий главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов.
По имеющимся подсчётам, в часы пик на площадь Восстания из вокзала "вываливается" более 7 тыс. человек в час, заявил главный архитектор проекта Константин Трофимов (ООО "Первый проектный институт"). С запуском ВСМ этот показатель должен вырасти ещё на тысячу, а ещё через 10 лет достигнет почти 9 тыс. человек в час. Разгрузить направление должны дополнительные выходы, они сократят этот поток в два раза.
слайд из презентации, "Первый проектный институт"
"Лицом" терминала со стороны Лиговского проспекта станет новый вестибюль одноимённой станции метро. Как он будет выглядеть, пока неизвестно, для этого проекта планируют объявить отдельный конкурс. Предполагается, что его интегрируют с подземным уровнем привокзального комплекса.
Рядом с метро будет заезд на привокзальную площадь. А вот выезд для встречающего автотранспорта решили принципиально отделить и вывести его на параллельную Лиговскому улицу Черняховского. Для такси рядом будет создана площадка-накопитель, принимать заказы таксисты смогут только там.
Ещё один "рукав" выведет пассажиров из терминала на другую сторону от железной дороги. Пространство у выхода на Военной улице планировали с расчётом на личный автотранспорт путешественников.
Авторы эскизного проекта также учли планы властей Петербурга по строительству тоннеля под железнодорожными путями в непосредственной близости от терминала и пришли к выводу, что "оно возможно" и не помешает транспортным потокам.
слайд из презентации, "Первый проектный институт"
А где наземный транспорт
Экспертов по транспорту удивило отсутствие привязки нового вокзала к общественному наземному транспорту.
"Если посмотреть на эти картинки, они предполагают площадь в виде гигантской мегапарковки, где все водители будут приезжать вовремя, не создавать столпотворений и спокойно уезжать. На самом деле такого не бывает", — уверен директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Ситуация может сложиться даже хуже, чем имеется сейчас у Московского вокзала, потому что проект ВСМ предполагает совершенно другую плотность движения поездов, объясняет эксперт (актуальная версия проекта ВСМ предполагает отправление 42 пар поездов ежедневно. Утром и вечером поезда хотят отправлять через каждые 20 минут — прим. "ДП"). По его мнению, допустить рядом заявленное количество автотранспорта — значит парализовать всё движение на подъездах к терминалу.
"При этом мы видим только пару картинок, где стоят какие-то автобусы, явно междугородного или туристического класса. О маршрутном наземном транспорте речи вообще не идёт", — обращает внимание эксперт.
А ведь современные концепции предполагают приоритет именно наземного общественного транспорта, в том числе выделенные полосы.
"То, что туда (в терминал — прим. "ДП") вывели вход на станцию метро, это хорошо, но этого мало. Потому что нужно ориентировать людей в первую очередь на наземный транспорт", — говорит Владимир Валдин.
При заявленном пассажиропотоке нелишне было бы задействовать в проекте и трамвай, который курсирует по Лиговскому проспекту, считает собеседник "ДП". А подъезд для автомобилей сделать со стороны Обводного канала и инженерно ограничить поток до того объёма, который подъезды к станции смогут "переварить".
Впрочем, по словам главного архитектора проекта, разработчики исходили из прогнозных моделей, по которым только 10% будут пользоваться наземным транспортом или идти от вокзала пешком. Ещё треть уедет на такси. А остальные 60% — это потенциальные пассажиры метро.
С багажом по лестнице
Транспортный инженер и автор телеграм-канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов видит проблему в том, что крупные пересадочные узлы проектируются "по кусочкам".
"Нет единого заказчика всего узла от трамвая до электрички, от поезда метро до поезда дальнего следования. Есть отдельно остановки городского транспорта, отдельно железнодорожные станции, есть отдельно станции метро. И всё это проектируется разными руками и в разных парадигмах. В итоге получается такой Франкенштейн, где-то лучше, где-то хуже", — говорит эксперт.
Представленный проект предполагает, что пассажиры, выходя из метро, будут подниматься к поездам по лестнице, обращает внимание Иван Вергазов. Такое решение не выглядит удачным.
"С одной стороны, удобно, когда ты попадаешь сразу в середину платформы, меньше толкучка, больше удобных вариантов для пассажиров. Но вопрос, как они будут попадать на этот второй этаж. Там, где люди с багажом, лестниц быть не должно", — подчёркивает транспортный инженер.
Впрочем, даже если лестницы заменить на эскалаторы, необходимо учитывать, что из подземки в то же время будет подниматься до трёх эскалаторов с каждого из двух направлений. В сумме это до 18 тыс. человек в час. Инфраструктура входа в вокзал должна быть рассчитана на тот же поток, отмечает эксперт.
Рекомендована доработка
Положительным моментом выглядит сама попытка спроектировать новые привокзальные площади вместе с вокзалом. Однако ни ситуацию на площади Восстания, ни на Лиговском проспекте она не меняет. Тоннель для автотранспорта разгрузит Обводный канал и немножко площадь Восстания, но не более, прогнозирует Иван Вергазов.
"Появление двух дополнительных точек вряд ли улучшит транспортную ситуацию в районе Московского вокзала. Они увеличат как раз привлекательность для автомобилистов. На первое время разгрузят, а потом, вместо метро и такси, все поедут туда на машинах", — полагает эксперт.
Принципиальное решение всех перечисленных вопросов должно быть принято на достаточно высоком уровне и до начала проектирования, потому что в конце будет поздно что-то переделывать, уверены собеседники "ДП". Проблема в том, что это может потребовать дополнительного финансирования и даже полного перепроектирования.
Члены Градсовета в целом отнеслись к проекту благосклонно. Но команде его создателей всё же придётся ещё поработать — конкретные рекомендации обещали опубликовать в ближайшее время вместе с протоколом заседания.