Желающих учиться в петербургских медицинских вузах в этом году стало больше. Получить престижную профессию врача хотят не только российские абитуриенты, но и жители других стран. В связи с этим растёт проходной балл по ЕГЭ и остаются высокими конкурсные показатели.
Планка всё выше
По данным Северо–Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова (СЗГМУ), конкурс на свободные бюджетные места по специальности "Лечебное дело" в 2024 году составил 324 человека на место, "Стоматология" — 773 человека на место, "Остеопатия" — 976 человек на место. А самым востребованным оказалось направление "Педиатрия" с конкурсом 1105 человек на место.
"В сравнении с прошлым годом наблюдается повышение интереса как среди отечественных, так и среди иностранных поступающих, — рассказывает ректор СЗГМУ Сергей Сайганов. — В 2024 году наш университет принял 9927 заявлений от граждан России, в то время как в прошлом году их было 7360. От жителей других стран было принято 393 заявления против 279 в 2023 году".
Высокий интерес абитуриентов подтверждает и ректор Санкт–Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов.
"На данный момент абитуриенты подали в наш вуз 21 090 заявлений. Больше всего мест (583) — на специальности “Педиатрия”", — рассказал он "ДП". По словам ректора, поступить на "Педиатрию" можно было, набрав по результатам ЕГЭ не менее 246 баллов, а на "Клиническую психологию" — не менее 243. Ещё выше в Педиатрическом университете оказался проходной балл на факультете "Лечебное дело" — он увеличился с 265 до 279 баллов. А на "Стоматологии" вырос с 274 до 284. По этим же направлениям был зафиксирован и самый высокий конкурс в этом вузе: по специальности "Стоматология" он составил 133 человека на место, по "Лечебному делу" — 90 человек на место.
Как рассказала ответственный секретарь приёмной комиссии Первого Санкт–Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Елена Пименова, самыми популярными направлениями у них являются "Лечебное дело" — 8128 заявлений на 128 мест (конкурс 63 чел./место), "Стоматология" — 4849 заявлений на 45 мест (конкурс 107 чел./место), "Педиатрия" — 5746 заявлений на 38 мест (конкурс 151 чел./место).
Гости издалека
Конкурсы в медицинские вузы носили беспрецедентный характер и в прошлые годы, что неудивительно. "Статус медицинских специальностей всё–таки растёт, и это позитивная тенденция. Если мы посмотрим результаты опросов ВЦИОМ, то престижной профессию врача считают свыше 30% россиян. Это достаточно много", — рассуждает заместитель директора "СМ–Клиники в Санкт–Петербурге" Сусанна Чуприна.
Впрочем, статус этой профессии высок во всём мире. В отличие от уровня медицинского образования, который в некоторых странах оставляет желать лучшего. В России же, по словам Сусанны Чуприной, он был и остаётся высоким. Именно этим объясняется растущий наплыв зарубежных абитуриентов.
Доля иностранцев, поступающих в СЗГМУ им. И. И. Мечникова, составляет 4%. Иностранные обучающиеся поступают в этот вуз из более чем 60 зарубежных стран. Чаще всего это граждане Индии, Китая, Египта, Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Армении и Республики Беларусь.
"Традиционно высоким спросом пользуется образовательная программа “Лечебное дело”, реализуемая частично на английском языке. Диплом специалиста нашего университета признаётся министерствами образования и здравоохранения различных зарубежных государств", — говорит Сергей Сайганов. Он отметил, что у граждан Китая крайне высок запрос на обучение по русскоязычной образовательной программе "Стоматология с учётом международных стандартов". По словам Сергея Сайганова, данная программа отличается своей уникальностью, так как она учитывает требования рынков труда разных стран.
Не ослабевает интерес иностранцев и к Санкт–Петербургскому педиатрическому медицинскому университету. "Традиционно к нам охотно едут учиться ребята из стран ближнего зарубежья. В частности, в настоящее время в СПбГПМУ обучается более 300 студентов из Узбекистана. Кроме того, мы реализуем совместные образовательные программы с Ташкентским педиатрическим медицинским институтом и Бухарским государственным медицинским институтом", — рассказал Дмитрий Иванов. Он также отметил и большой интерес к обучению в Педиатрическом университете у молодых людей из арабских и африканских стран.
"В вузе создан международный факультет, выпускники которого получат двойные дипломы. Вообще у нас обучаются ребята более чем из 75 стран мира, и мы постоянно расширяем географию", — говорит ректор.
По словам проректора по учебной работе Первого меда Андрея Ярёменко, доля иностранных студентов в вузе составляет 12–16% в зависимости от года поступления.
Пожелания трудящихся
Впрочем, единого мнения по поводу того, с каким качеством знаний и навыков приходят на работу после вуза молодые врачи, у представителей медицинской отрасли всё же нет.
"Медицинские вузы и в Петербурге, и в других регионах придерживаются стандартизированной программы обучения, нареканий к которой у нас нет", — комментирует Сусанна Чуприна.
Однако у некоторых руководителей клиник всё же возникают претензии к подготовке выпускников. Одна из самых распространённых — недостаток практической работы. "В программе обучения не хватает практики с пациентами, реальными или симулированными", — считает терапевт, основатель мобильного приложения "Справочник врача" Константин Хоманов.
Есть и другие проблемы. Медицинский директор W Clinic и "Все мы дети" Дарья Бурмакина убеждена, что будущим врачам не помешал бы и курс по коммуникации с пациентами. Ведь soft skills, о которых сейчас так часто говорят, нужны далеко не только в сфере IT. "Если ты умеешь грамотно лечить, назначаешь нужные обследования, но не сможешь правильно донести до пациента важность своих назначений, то, выйдя из клиники, он просто выбросит твой листок с рекомендациями. И эффекта от лечения мы не получим", — объясняет Дарья Бурмакина.
По мнению Константина Хоманова, прекрасно было бы внедрить в учебные программы российских вузов Калгари–Кембриджскую систему общения с больными, навыки ведения переговоров и основы конфликтологии. "Также будущему врачу жизненно важно знать юридическую составляющую своей деятельности, разбираться в текущем законодательстве, хотя бы в основных вопросах. Хотелось бы видеть и дискуссионные (журнальные) клубы на кафедрах, где врачи получали бы навыки критического чтения научных статей, основы медицинской статистики. Могли бы пробовать писать статьи по правилам, которых придерживается весь цивилизованный мир", — отмечает эксперт.
В целом представители медицинского сообщества хотели бы иметь большее влияние на процесс формирования программы обучения в вузах. "Например, возможно создание экспертного совета в составе представителей Минздрава РФ, представителей профессиональных ассоциаций и медицинских вузов, ассоциаций клиник, который разработал бы и предложил базовые программы образования по теоретическим дисциплинам в медицине", — считает главный врач клиники "Будь Здоров" в Санкт–Петербурге Алексей Василевский.