Считаные дни остаются до нового учебного года. Тетрадки, ручки, сменка — всё это важно приобрести до 1 сентября. "ДП" спросил у экспертов: что ещё важно не забыть, готовясь к школе.
Крепкое здоровье — как физическое, так и нравственное — залог успешного прохождения длинного учебного года. Причём как школьниками, так и их родителями. "ДП" спросил у экспертов, на что стоит обратить внимание при подготовке у новому учебному году, а также нужно ли проверить здоровье школьника.
Как в первый раз
Каждый год в конце августа родители и их дети погружаются в хорошо знакомую рутину. Казалось бы, всё давно отлажено и известно. Но беспокойство перед новым сезоном охватывает зачастую не столько учеников, сколько их родителей: как подготовиться к урокам, как нормализовать питание, перестроить режим дня. В этой буре вопросов эксперты советуют первым делом успокоиться. Ведущий специалист, врач–педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, гепатолог "СМ–Клиника" в Санкт–Петербурге Дарья Маркова рассказала, что подход к подготовке школьника к учёбе зависит от его возраста. По правилам в 6–7 лет — как раз перед поступлением в первый класс — дети проходят обязательную диспансеризацию. Важно не подходить к этому вопросу формально, для галочки. Здесь на помощь родителям дошкольников и учеников начальных классов приходят детские программы чекап — комплексной проверки здоровья. Это более "продвинутая" версия "классической" диспансеризации. Если речь об учениках средних классов — стоит ориентироваться на уже имеющиеся рекомендации врачей. Особое внимание специалист советует обратить на здоровье щитовидной железы и показатели веса ребёнка.
"Если говорить об универсальных рекомендациях — я считаю, что в первые 2 недели нужно разгрузить школьников от внеклассных занятий. Этот совет актуален для детей всех возрастов. В начале учебного года после продолжительных каникул усталость и так будет заметно больше, а желание ходить в школу — меньше. Поэтому внеурочные, факультативные занятия было бы разумно отложить на вторую неделю сентября, чтобы обеспечить плавное вхождение школьника в рабочий ритм", — поделилась Дарья Маркова.
Как отмечает эксперт, не стоит ожидать, что уже с 1 сентября школьник будет ложиться спать в 9 вечера, — это утопия. Для начала стоит сфокусироваться на порядке, например ввести в привычку сборы портфеля и подготовку одежды с вечера, а с утра будить ребёнка на 20–30 минут раньше, чтобы у школьника была возможность плавно проснуться, поваляться, взбодриться — это минимизирует стресс от ранних подъёмов.
Заведующая учебной частью, заведующая кафедрой математики бизнес–школы "Взмах" Юлия Тимина
Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов
Нейрофитнес, скорочтение и шахматы
О важности психологического комфорта говорят и руководители школ. Основатель и директор школы "Планета Открытий" Ирина Кехва рассказала, что для школьника любого возраста важно плавно войти в рабочий ритм, поэтому нагрузка в первые дни подаётся постепенно. При этом в "Планете Открытий" практикуется режим полного дня, а это значит, что ученики не сидят с тетрадками до глубокой ночи дома, а делают домашнее задание под чутким вниманием наставников и педагогов в учебном заведении.
"У нас в школе нет привычных классных руководителей. Детей окружают вниманием и заботой педагоги и наставники. В нашем базовом расписании есть такие предметы, как нейрофитнес, мнемотехника, скорочтение и шахматы, которые способствуют развитию стратегического мышления и помогают ученику эффективно усваивать информацию. Мы придерживаемся убеждения, что школа не должна сваливать на головы учеников тонны сухого материала. К каждому мы ищем индивидуальный подход. Поэтому в наших классах не более 8–10 учеников, которые в равной степени получают внимание педагогов. Раз в неделю для ребят наш наставник–психолог проводит командный тренинг, в рамках которого они учатся взаимодействовать друг с другом бережно и развивать эмоциональный интеллект", — отметила Ирина Кехва.
Эксперт добавила, что обучение в школе включает обязательную и модульную части. В начале каждого месяца ученики выбирают, какие именно предметы они будут осваивать в модуле. В новом учебном году в школе открывается инженерная мастерская, где ребята будут изобретать, исследовать, а также внедрять свои идеи. Кроме того, в школе "Планета Открытий" практикуются проектные работы, в рамках которых школьники могут инициировать исследование интересных для них тем.
Как ранее писал "ДП", статистика показывает, что каждый год число учеников частных школ растёт. По данным комитета по образованию Петербурга, в минувшем учебном году в негосударственных школах обучалось 12 тыс. детей, что на 4,8 тыс. больше по сравнению с 2019 годом. При этом абсолютное большинство родителей школьников, с которыми удалось побеседовать "ДП", в качестве основных преимуществ частных школ называют именно психологический комфорт для учеников и оптимизацию нагрузки. Зачем тратить деньги на многочисленных репетиторов, искать кружки после уроков, если можно заплатить за обучение в одной школе и получить весь спектр образовательных услуг. Этот прагматичный подход оказывается приемлемым для деловых родителей и максимально эффективным для их детей.
Заведующая учебной частью, заведующая кафедрой математики бизнес–школы "Взмах" Юлия Тимина подчёркивает, что выбор школы всегда был задачей сложной, но родительское внимание и заботу не заменит никакая, даже самая лучшая школа.
"Мы очень рекомендуем родителям не забрасывать старую добрую традицию совместного чтения вслух с ребёнком. Это укрепляет эмоциональную связь внутри семьи и даёт самое главное — поддержку и внимание, без которых невозможно формирование зрелой личности в будущем", — отметила Юлия Тимина.
Основатель и директор школы "Планета Открытий" Ирина Кехва
Ведущий специалист, врач–педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, гепатолог "СМ–Клиника" в Санкт–Петербурге Дарья Маркова
Ранний старт
Уровень ответственности родителей в подготовке к учёбе, пожалуй, ещё никогда не достигал таких высот, как сегодня. Это и неудивительно — когда на рынке появилось множество учебных заведений и программ подготовки, родители осознали важность раннего развития детей. Сейчас у родителей весьма популярны курсы дошкольной подготовки, а множество учебных заведений предоставляют возможность познакомиться со школьной жизнью заранее.
Чаще всего занятия по подготовке к школе проводятся для первоклассников. А вот в школе "Взмах", как отмечает Юлия Тимина, существует особый формат для ребят 7–11–х классов, планирующих поступление. Абитур–курс — это несколько недель, которые дают абитуриентам возможность познакомиться с особенностями внутренней школьной жизни, с преподавателями, старшеклассниками, которые уже обучаются во "Взмахе", и затем органично войти в процесс обучения. Основной бренд старшей школы "Взмах" (Бизнес–школы), одной из старейших частных школ России, — отдельная экономическая программа. Также большое внимание здесь уделяется подготовке к ЕГЭ — в малых группах, сформированных согласно уровню подготовки, возможностям и целям выпускников.
Ирина Кехва также рассказала, что в школе "Планета Открытий" открыта предшкольная программа, куда принимаются слушатели с 4 лет. Для дошколят организована разнообразная образовательная программа, в рамках которой ребёнок может попробовать себя в разных направлениях и выявить свои уникальные способности.
Впрочем, родители могут и самостоятельно помочь детям младшего возраста подготовиться к школе. Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов подчеркнул важность занятий с ребёнком дошкольного возраста. При этом наиболее органичным для детей является игровая форма обучения — это помогает дошкольнику легче усваивать новую информацию и развивать когнитивные способности. В частности, помочь развить навыки письма и чтения можно с помощью специальных гаджетов, книг и игрушек.
"Современные дети привыкли к инновациям и техническим девайсам, они в этом разбираются быстрее, чем мы с вами. Можно на это сетовать, а можно — использовать этот факт во благо. Мы так и делаем: придумываем и производим развивающие игрушки, которые близки современным детям по духу, но при этом обучают их навыкам и умениям, необходимым для школы, — рассказал Альберт Федотов. — Например, “говоручка” с прописями — это тренажёр, который учит правильно держать ручку и писать. По факту это говорящая ручка удобной, анатомической формы, которая вслух произносит все задания в прописях и пишет исчезающими чернилами. Вау–эффект вызывает желание повторять занятия, а это как раз то, что нужно".
Эксперт добавил, что в результате проработки навыков с помощью развивающих игрушек ребёнок имеет больше шансов показать высокую успеваемость.
"На мой взгляд, психологическое и физическое благополучие детей первостепенно. Развивающие игры позволяют не только обучать ребёнка, но и дарить радость качественно проведённого времени внутри семьи. В итоге родитель чувствует себя счастливее, понимая, что обучил ребёнка чему–то новому, а дети в свою очередь открывают для себя многогранность окружающего мира", — отметил Альберт Федотов.