Топ–менеджеры судоремонтного завода на Канонерке нарастили свой пакет акций

Автор фото: ksz.spb.ru

Топ–менеджеры Канонерского судоремонтного завода увеличили контролируемые ими пакеты акций. Теперь им проще конкурировать с вдовой бывшего спикера петербургского парламента и члена Совета Федерации Вадима Тюльпанова.

Генеральный директор ЗАО "Канонерский судоремонтный завод" Николай Вихров и его заместители приобрели ООО "Стройинвест", владеющее миноритарным пакетом ЗАО. Почти четверть акций контролирует Наталия Тюльпанова, вдова бывшего спикера петербургского парламента. Участники рынка опасаются отмены итогов приватизации верфи.

"Не надо рассказывать об этом читателям…"

Компании "Стройинвест", доли которой приобрели в начале августа топ–менеджеры Канонерского судоремонтного завода (КСЗ), принадлежат, по данным СПАРК, 1,14% его акций. Основной вид деятельности "Стройинвеста" — судостроение, но признаков самостоятельной работы на рынке у компании нет — её не видно в медиапространстве, нет на портале "Электронное правосудие", не указана выручка, а чистая прибыль за 2023 год составила 123 тыс. рублей. Генеральный директор "Стройинвеста", он же технический директор КСЗ, Александр Грищенков отвечать на вопрос об участии компании в деятельности завода отказался. "Не надо рассказывать об этом читателям", — заявил он.
Отвечать на этот вопрос и на вопрос о причинах расставания с долями бывшая владелица 100% "Стройинвеста" Зинаида Саломатина тоже не захотела. Сотрудник КСЗ, просивший не называть себя, сообщил, что фактическая функция "Стройинвеста" — держатель активов, в данном случае пакета акций верфи.
Помимо этой компании СПАРК называет владельцем акций КСЗ ООО "Стройлайн" — ему, по данным системы, принадлежат 97,42%. Контроль над пакетом распределяется между собственниками "Стройлайна": ООО "Орион" (35,93%) и теми же первыми лицами КСЗ — Николаем Вихровым, его заместителем по производству Валерием Бортовским и Александром Грищенковым. У них по 13,41% "Стройлайна" — 40,23% на троих, благодаря которым они контролируют около 40% акций верфи. После приобретения "Стройинвеста" позиции топ–менеджеров КСЗ усилились на 1,14%, что может иметь значение, учитывая наличие второй группы акционеров — владельцев "Ориона", у которого 35,93% "Стройлайна", и миноритариев, у которых 2,58% верфи.
"Орион" принадлежит Кириллу Крупнику (50%), Ефраиму Стучевскому и Наталии Тюльпановой (по 25%). Она — вдова бывшего председателя петербургского законодательного собрания Вадима Тюльпанова (занимал этот пост с января 2003 года по декабрь 2011–го, после чего был избран членом Совета Федерации). Всем троим принадлежит, в частности, ООО "Терминал Святого Петра" — стивидорная компания, работающая в Большом порту Санкт–Петербург, выручка которой за 2023 год составила 1,1 млрд рублей.
Владеющий мажоритарным пакетом КСЗ "Стройлайн" тоже производит впечатление компании — держателя активов: его не видно в медиапространстве, не указана выручка за 2023 год, а чистая прибыль составила, по данным СПАРК, 32,4 млн рублей.

Самые крутые заказчики

В отличие от "Стройлайна" и "Стройинвеста", Канонерский судоремонтный завод — серьёзный игрок судостроительного бизнеса региона, это одна из крупнейших судоремонтных верфей для гражданских судов в Петербурге. Только в 2024 году на корпоративных порталах сообщалось о постановке в его док универсального сухогруза "Спарта", задействованного на контейнерной линии Санкт–Петербург — Калининград, завершении ремонта железнодорожного парома "Амбал", который вернулся на линию Усть–Луга — Балтийск, ледокола "Семён Дежнёв" и офшорной баржи "Юрий Кувыкин". На сайте верфи сообщается, что в 2024 году отремонтированы ещё около двух десятков судов, принадлежащих российским компаниям.
Заказчики КСЗ — это, в частности, созданное в структуре Минобороны ООО "Оборонлогистика" (владелец "Спарты" и "Амбала") и ФГУП "Росморпорт" (владелец "Семёна Дежнёва"). Из арбитражной практики следует, что КСЗ выполнял также работы для Минобороны и ЦКБ "Лазурит" из Нижнего Новгорода. Из новостей сайта КСЗ следует, что среди его заказчиков ПАО "ГМК “Норильский никель”" и ООО "УК ФОР" — рыболовецкая компания, основной пакет которой (20,26%) у Константина Клебанова, сына Ильи Клебанова, бывшего полпреда президента России в СЗФО. КСЗ — непубличное акционерное общество, в связи с чем не публикует свои финансовые результаты в СПАРК. Последний бухгалтерский баланс компании — за 2015 год — опубликован на сайте КСЗ, тогда доход компании превысил 1,6 млрд рублей.

Надёжно, доходно, но лучше не рисковать…

По мнению совладельца и генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павла Зубкова, приобретение акций Канонерского судоремонтного завода — выгодное вложение.
"Потребность в судоремонте в России огромная — это нужно каждому судовладельцу. А Канонерский судоремонтный завод обладает мощным производственным потенциалом, огромным опытом и располагается в Петербурге, традиционной морской столице страны. Любая компания, которая занимается водными грузоперевозками или судоремонтом, была бы заинтересована в приобретении акций этого завода — не вижу ни одной объективной причины, из–за которой в обозримом будущем такое предприятие не приносило бы прибыль. Сегодня судовладельцы стоят в очередях на ремонт, так что всем выгодно иметь собственную ремонтную верфь или хотя бы долю от неё. С другой стороны, всей судостроительной отрасли сейчас не хватает денег — не удивлюсь, если у “Канонерки” появятся новые акционеры с новыми инвестициями", — говорит глава МКС.
Исполнительный директор ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленобласти) Ольга Одаренко, напротив, считает, что как инвестиционный проект Канонерский судоремонтный завод неинтересен.
"Стоимость его активов значительно превышает фактическую доходность. Да, это стабильный объект, он может быть надёжным вложением средств, которые точно не сгорят при мало–мальски нормальном управлении. Доходность хоть и низкая, но завод всегда будет востребован и всегда будет приносить прибыль. Однако в условиях сегодняшних реалий для инвестиций в него я вижу сразу две угрозы. Во–первых, активный натиск девелопмента и вытеснение промышленных предприятий из центра Петербурга не всегда законными способами, когда вдруг кто–то вспомнит про экологию, неправильное выделение земель и тому подобное. Второй фактор риска: в условиях поставленных задач по развитию судостроения и, соответственно, судоремонта, думаю, про Канонерский завод скоро вспомнят и, к примеру, найдут нарушения в его приватизации. Такой кусок с удовольствием заберут обратно простым решением суда об отмене результатов приватизации", — полагает руководитель "Северного моря".
Досье:
Непубличное акционерное общество "Канонерский судоремонтный завод" зарегистрировано в Петербурге в августе 2005 года. По данным СПАРК, 97,42% акций принадлежат ООО "Стройлайн", 1,14% у ООО "Стройинвест", миноритарные пакеты распределены между физическим и лицами. Основной пакет долей "Стройлайна" (35,93%) принадлежит ООО "Орион" Кирилла Крупника, Ефраима Стучевского и Наталии Тюльпановой. Владельцы остальных крупных долей "Стройлайна" (по 13,41 %) — топ–менеджеры КСЗ Николай Вихров, Валерий Бортовский и Александр Грищенков. Им же с 6 августа принадлежит "Стройинвест".