Во вторник, 8 октября, Роскомнадзор заблокировал мессенджер Discord. Официально объявленной причиной стало то, что компания не удалила некие 947 материалов, которые содержали в том числе "призывы к экстремизму, вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, пропаганду ЛГБТ, пронаркотический контент". Блокировка оказалась неприятным сюрпризом для профессионального IT–сообщества. Несмотря на репутацию мессенджера для геймеров, Discord был довольно популярным средством коммуникации во многих компаниях, особенно в тех, где работает большая команда, распределённая по разным странам. По данным рабочей группы Ассоциации блогеров и агентств (АБА), ежемесячная аудитория Discord в России достигает 8,5 млн человек, а ежедневная — 2,7 млн. На следующий день после блокировки в России доступ к Discord был ограничен и в Турции. Представители платформы заявили, что они расследуют жалобы со стороны двух государств.
Что такое Discord
Изначально Discord действительно был создан для геймеров, но со временем его функционал значительно расширился. Сейчас его используют для профессиональных и фанатских сообществ, корпоративной коммуникации, креативных проектов. Практически каждая крупная IT–компания или стартап имеет собственный сервер на Discord. Касается это и самых популярных нейросетей. Так, Discord был первой площадкой для запуска и тестирования MidJourney, Stable Diffusion и ранних версий GPT от OpenAI.
Discord структурирован вокруг серверов, каждый из которых может содержать различные текстовые и голосовые каналы. Это позволяет пользователям создавать пространства для общения по интересам или рабочие группы для различных целей (обсуждения, встречи, обмен файлами и т. д.). В отличие от многих традиционных мессенджеров, Discord предлагает голосовые и видеочаты. Пользователи могут присоединяться к голосовым чатам без необходимости начинать звонок.
Платформа поддерживает API (Application Programming Interface), что позволяет подключать к Discord посторонние сервисы и приложения, а также создавать боты, которые можно внедрять на серверы для выполнения рутинных задач — модерирования каналов, проведения опросов, рассылки автоматических сообщений, передачи заданий нейросетям и т. д.
В Discord существует два основных типа серверов — открытые и закрытые. Открытые доступны для любого пользователя, у которого есть публичная ссылка. Чаще всего на них размещаются большие фанатские группы по интересам — играм, криптовалютам, нейросетям, фильмам. Закрытые серверы — приватные, туда нельзя вступить без специального приглашения. Они используются небольшими группами для личного общения или для рабочей коммуникации.
Примечательно, что Discord отличается довольно жёсткой политикой контроля доступа пользователей к тому или иному типу контента. В правилах сервиса указано, что минимальный возраст для регистрации и использования платформы составляет 13 лет. Однако это ограничение может варьироваться в зависимости от законодательства конкретной страны.
Есть серверы и каналы, помеченные как NSFW (Not Safe For Work) и предназначенные только для пользователей старше 18 лет. Для доступа к таким каналам необходимо подтвердить возраст. Администрация Discord банит аккаунт, если подозревает, что он используется несовершеннолетним. Для восстановления доступа придётся предъявить паспорт.
Помимо этого, у Discord есть функция "семейный центр", которая позволяет привязывать аккаунт несовершеннолетнего к аккаунту родителя. С помощью него можно отслеживать, каких друзей добавлял подросток себе на площадке, на каких серверах он сидит, с кем играет, созванивается и переписывается.
Неясным остаётся, на открытых или закрытых серверах были размещены материалы, которые стали поводом для блокировки (а также в каких странах они зарегистрированы), — на соответствующий запрос "ДП" в Роскомнадзоре не ответили.
Кто использует Discord
В российской IT–среде Discord давно стал местом не только для неформального общения, но и для ведения рабочих проектов. Кроме того, на сервисе есть большое количество глобальных профессиональных сообществ, где специалисты обмениваются знаниями. Для индустрии блокировка ресурса и изоляция от зарубежных коллег будут иметь негативные последствия, говорят собеседники "ДП".
"Основное удобство Discord по сравнению со многими другими сервисами, объединяющими группу лиц в один корпоративный сегмент, — это использование голосовых каналов, которые помогают в режиме реального времени собираться и обсуждать какие–либо задачи “в один клик”. Не нужно создавать ссылки с внешними сервисами аудио– и видеозвонков, а достаточно зайти в комнату и пообщаться вживую", — рассказывает генеральный директор IT–компании IW Group Александр Шибаев.
Генеральный директор Setere Group Олег Ивченков в свою очередь подчёркивает, что потеря Discord — серьёзный удар для молодых специалистов. "В гейм–индустрии закрытие Discord может привести к утрате связей, уменьшению обмена знаниями и снижению конкурентоспособности разработчиков. На сегодняшний день полноценных аналогов у Discord нет. Все либо перегружены из–за наплыва пользователей, либо уступают по таким критериям, как функционал, понятность и оптимизация", — поясняет он.
Руководитель продукта в Dion Роман Чередников подтверждает, что Discord набрал популярность за счёт "поколения геймеров, выросших на нём", но затем стал востребованным и серьёзным инструментом корпоративной коммуникации.
"Сервис предлагал бесплатное использование для команд любого размера, предоставлял широкие возможности для общения, включая текстовые и голосовые чаты, видеозвонки без ограничений, а также интеграцию сторонних сервисов. Гибкая система ролей позволяла администраторам легко управлять правами участников, не настраивая их вручную для каждого сотрудника. Многие компании, особенно после ухода большинства популярных решений с российского рынка, выбрали Discord в качестве функциональной альтернативы", — объясняет он.
Чередников допускает, что отсутствие доступа к Discord может привести к некоторой изоляции российского технологического сообщества. Но оговаривается, что активный рост и развитие внутреннего IT–рынка делают такую перспективу маловероятной. Уже сейчас появляются российские аналоги.
Чем заменить Discord
Важная роль Discord в российском геймдеве — это объединение игроков в сообщества вокруг компьютерных игр.
Даже всероссийский конкурс "Начни игру", спонсируемый государством, собирал свою основную аудиторию именно там, напоминает основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов.
"Изоляция от остального мира всегда имеет печальные последствия. В эпоху глобализации нам необходимо постоянно обмениваться опытом и быстро чувствовать мировые тренды, а кое–где даже задавать их. Я считаю, что российская интернет–культура и видеоигры как её часть — значимая часть всей мировой культуры, без которой нельзя представить себе современное человечество", — подчёркивает он.
Российская гейм–индустрия после 2022 года оказалась отрезанной от западного потребителя. Но разработчикам при поддержке государства удалось создать тренд на игры в традиционном российском стиле — советская тематика, древнерусский сказочный мир, игры о российской истории, культуре и обычаях народов России.
"Блокировка иностранных сервисов приводит не только к защите от потенциально вредоносной информации, но и к ограничению культурного влияния нашей страны на остальной мир. В каждом конкретном случае необходимо взвешенное решение, основанное на всестороннем анализе выгоды для страны и её граждан. В случае с Discord я вижу больше вреда для России, чем пользы", — заключает Сахнов.
По его оценке, полноценной замены Discord нет. Больше всего по функционалу к нему близки платформы Revolt и TeamSpeak. Александр Шибаев отмечает, что у российских мессенджеров нет голосовых каналов, поэтому пользоваться придётся обычными ВКС — "Яндекс.Телемост", TrueConf, "МТС Линк", VideoMost и "Контур.Толк".