Дефицит кадров в России заставил работодателей чаще идти на уступки сотрудникам

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Чтобы удержать талантливых специалистов, компании готовы предоставлять им индивидуальные условия и позволять заниматься личными делами в рабочее время.

Согласно обзору "Барометр экономического поведения домашних хозяйств в России", подготовленному НИУ ВШЭ, доля сотрудников, которые могут подстраивать работу под личные дела (например, посещать врача или следить за детьми), во II квартале составила 57,4%. 18,4% имеют возможность договориться работать дистанционно — вне зависимости от условий контракта.
Генеральный директор АО "ИВК" Григорий Сизоненко уточняет, что речь в данном случае идёт скорее не о желании подстраивать работу под личные дела, а о стремлении людей работать в комфортных условиях.
"Ни сотрудники, ни руководство компании не стремятся продавить свои условия. Когда люди спокойно и осознанно обсуждают условия труда, они находят варианты, выгодные обеим сторонам. Это напрямую влияет на мотивацию сотрудника", — отмечает эксперт.
Чаще всего работодателю приходится идти на уступки в сферах, где проблема дефицита квалифицированных кадров стоит острее всего: в IT и digital. Как рассказал "ДП" генеральный директор сервиса Solar Staff Владимир Корицкий, по данным исследования компании, доходы внештатных программистов выросли на 30% за год.
Игроки рынка отмечают, что в ближайшем будущем начнёт искать работу поколение Альфа (рождённые в 2010–х), представители которого точно будут требовать ещё более гибкие условия работы.
По словам HR бизнес–эксперта Коммуникационной группы Progress Екатерины Зеленковой, чрезмерная гибкость таит в себе и некоторые риски.
"Отсутствие жёстких рамок в графике работы может привести к размытости деловой дисциплины, что потенциально снижает эффективность команды. Гибкость требует от компаний пересмотра системы оценки и контроля результатов, что не всегда легко реализовать в короткие сроки. Кроме того, идя на уступки сотрудникам, компания может столкнуться с повышенными расходами. Например, на организацию дополнительных мер для обеспечения кибербезопасности при удалённой работе", — объясняет собеседница "ДП".
Тем не менее большинство экспертов сходятся в том, что грамотно внедрённая гибкость повышает лояльность сотрудников и их удовлетворённость работой. А это в перспективе положительно сказывается на результатах бизнеса.
"Не стоит считать, что перевод некоторых процессов в онлайн–формат привёл к тому, что люди стали меньше работать. Для многих работников умственного труда сейчас баланс работы и личной жизни смещается в сторону постоянной работы с элементами личной жизни. С одной стороны, работодатели дают возможность им “использовать рабочее время не по назначению”, с другой — сокращаются дедлайны. Управляя “жизненным балансом”, сотрудники должны постоянно держать под контролем рабочие и личные границы", — резюмирует директор по персоналу компании "Гарда Технологии" (входит в группу компаний "Гарда") Наталья Яговкина.