Последствия ковида: в Петербурге вырос спрос на франшизы медлабораторий

В Петербурге вырос спрос на франшизы лабораторий и диагностических центров
Автор фото: freepik.com

Спрос на медицинские франшизы медленно, но уверенно растёт. Популярнее всех — лаборатории для сбора анализов, захватившие рынок в пандемию.

Медицинский франчайзинг в России не новое веяние. Но пандемия коронавируса существенно подстегнула интерес к этому направлению.
Представители рынка отмечают, что особой популярностью в Петербурге пользуются сети медицинских лабораторий и диагностических центров.

Эхо пандемии

Руководитель проекта "Франчайзинг Медси" Дмитрий Баранов отмечает, что в их компании количество запросов, если говорить в целом (сотрудничество по различным аспектам — франшиза, аренда, маркетинг), в 2024 году сохранилось на уровне 2023 года. Однако акцент именно на франчайзинговые запросы вырос на 20%. Интерес к медицинской франшизе становится сильнее, при этом весомая доля запросов поступает из крупных городов–миллионников.
"Из специфических моментов этого года — стало больше запросов на ребрендинг уже действующих медицинских центров. То есть когда у партнёра уже есть свой медицинский центр, но он его хочет перестроить под формат “Медси”", — говорит Дмитрий Баранов.
Руководитель отдела развития "Инвитро" Павел Бельтюгов замечает, что текущий спрос на франшизы можно сравнить с показателями 2022 года, когда компания получила рекордное количество обращений. По его мнению, причины роста интереса к медицинскому бизнесу остаются неизменными. Тема стала крайне популярна в 2021–2022 годах на фоне пандемии. Этот бизнес показал свою социальную значимость, а также продемонстрировал высокую устойчивость с точки зрения экономики.
"В текущей экономической ситуации как раз устойчивость бизнес–модели выходит на первое место. Медицина стабильна: у нас нет быстрых взлётов или падений, экономическая модель любого нашего медицинского офиса показывает хороший рост", — говорит он.
Бельтюгов добавляет, что востребованными становятся модели на развитие небольших медицинских центров. Услуг только лабораторной диагностики недостаточно. В медицинском офисе обязательно должен быть врач, который поможет выбрать нужные лабораторные исследования, интерпретирует их результаты и при необходимости назначит соответствующее лечение. "Эта тенденция прослеживается не только в нашей работе, она характерна и для конкурентов. Сегодня под брендом “Инвитро” по линии франчайзинга работает более 1 тыс. медицинских офисов. По этому показателю среди медицинских франшиз мы занимаем первое место в России", — рассказывает он.
Примерно на 30% вырос в 2024 году спрос на франшизы в сегменте интегративной медицины (сочетающей научный подход с альтернативными практиками типа гомеопатии или акупунктуры). Сооснователь сети клиник интегративной медицины Biorise Камиль Вильданов выделяет два основных типа покупателей франшизы. Либо это серийные предприниматели, у которых клиника — не первый бизнес. Либо люди, увлечённые самим направлением (часто медики), которые хотят продвигать и популяризировать именно интегративную медицину.
Если говорить о рынке в целом, то спрос неизменно высок на лаборатории анализов и аптеки. "По нашим оценкам, в этих сегментах одинаково стабильный рост от года к году примерно на 10–15%", — отмечает Камиль Вильданов.
Больше половины россиян предпочитают частные лаборатории, ценя их оперативность и качество. Аптеки же удовлетворяют базовые потребности в лекарствах. Но рынок всё чаще ориентируется на новые ниши. Интегративная медицина выделяется как перспективное направление.
Вильданов подчёркивает, что выбор направления зависит от насыщенности рынка в конкретном регионе. Например, в странах СНГ, таких как Казахстан, популярны клиники и проекты в сфере здоровья и интегративной медицины. Причина проста: слабая инфраструктура государственной медицины и ограниченная доступность качественных услуг, которые стимулируют развитие частного сектора.

Стройка помогает

В Петербурге спрос на франшизы (не только в медицинской сфере) растёт параллельно с активной застройкой новых районов. Это вполне логично — кварталы обживаются, новосёлам нужны аптеки, клиники, кафе. Как и во всех крупных городах, в Петербурге люди стали больше заботиться о себе — мало кто желает встретить своё 50–летие с багажом болезней. Это стимулирует спрос на франшизы, которые связаны со здоровьем.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков замечает, что в 2024 году в Петербурге наблюдается повышенный интерес к платной медицине. Доступность готовых бизнес–моделей стимулирует развитие франчайзинга в этой сфере. Популярны сети медицинских лабораторий и диагностических центров, такие как "Инвитро", CMD и "Хеликс".
Также наблюдается растущий интерес к специализированным франшизам, включая косметологические и стоматологические клиники, которые ориентированы на эстетическую медицину.
Аптечные франшизы сохраняют популярность благодаря стабильному спросу на лекарства. Лаборатории и диагностические центры привлекают потребителей в связи с необходимостью регулярных медицинских проверок.
Эксперт добавляет, что увеличение числа франшиз позволяет предпринимателям снизить барьеры для входа на рынок и воспользоваться преимуществами узнаваемых брендов. В Петербурге помимо крупных игроков расширяются и локальные сети, что способствует дальнейшему развитию этой ниши.

Инвестиции на вырост

Объём необходимых инвестиций в открытие медицинских франшиз зависит от направления. Например, стартовый капитал для аптечных франшиз и небольших лабораторий может начинаться от 300 тыс. рублей. Более крупные клиники и медицинские центры требуют от 1 млн до 6,5 млн рублей.
При этом есть точка зрения, что в настоящее время какого–то глобального спроса на франшизы в сфере розничной продажи лекарств и медицинских услуг нет.
Директор по развитию "Арэнси Фарма" Николай Беспалов уточняет, что единственное исключение — это сфера лабораторной диагностики. Значительная часть центров, в которых проводится приём биоматериала и оформление документов, открывается именно по франшизе. Всё остальное, что касается полноформатных медицинских учреждений и аптек, развивается чаще всего собственными силами конкретных собственников и коллективов.
"Дело в том, что эта сфера очень пристально контролируется и регулируется, все подходы к оказанию услуг известны и максимально стандартизированы. Так что какой–то реальной ценности такие франшизы не представляют. В разное время многие аптечные сети пытались заниматься данным форматом, но даже самые успешные проекты исчисляются несколькими десятками аптек", — утверждает Беспалов.