В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Невский район речь зашла о том, как эту часть Ленинграда начали застраивать хрущёвками.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Несостоявшийся "новый центр"
Неподалёку от Шлиссельбургского тракта в XVIII веке располагалась деревня Щемиловка — название она получила от некогда существовавшей здесь речушки. Сейчас нет уже ни деревни, ни ручья. Но район вокруг метро "Ломоносовская" стал площадкой для интересных градостроительных экспериментов советского времени.
Если кто-то прогуливался возле метро "Ломоносовская", то мог обратить внимание, что улица Ивановская застроена красивейшим сталинским ампиром. Казалось бы, с чего это? Промышленная окраина и парадный ампир, который украшал центральные магистрали города. Дело в том, что в 30-е годы XX века центр Санкт-Петербурга должен был переместиться на юг. А вот дуговая магистраль от Дворца Советов на Московском до Щемиловки должна была стать основной транспортной артерией, и на всем протяжении её должны были украшать парадные жилые ансамбли.
До войны успели построить только небольшой кусок от Невы до Московской железной дороги, который сохранился и поныне. Он вызывает удивление у туристов и жителей города своим нехарактерным для здешних мест архитектурным стилем.
В Щемиловке есть ещё один интересный объект: "дом-колбаса" — функциональное жильё для рабочих, который появился в 30-е годы XX века. Такое занятное прозвище здание получило из-за своей протяжённости — длина изогнутого здания составляет около 370 метров. До 1980-х это был самый длинный дом в Ленинграде. Условия в нём были "спартанскими": ванные проектом не предусматривались, а на человека полагалось 4,5 м2 жилплощади. Однако это вполне вписывалось в идею "обобществления быта".
Эпохи хрущёвок
В 1955 году Никита Хрущёв обрушился на "архитектурные излишества", отличавшие сталинский ампир: отныне генсек велел строить просто и экономно. Важно было в короткие сроки преодолеть жилищную нужду — это дало старт строительству панельных домов-конструкторов, известных нам как "хрущёвки".
Первый экспериментальный панельный дом был возведён в 1955 в Щемиловке, на улице Полярников, 10 по проекту архитектора Васильева. 30 квартир "опытного дома" предназначались для работников Стройтреста №3, участвовавших в сооружении объекта. Сборка стен этого дома заняла 79 дней, а всё строительство с отделочными работами — 102 дня.
Параметры первой хрущёвки были очень щедрыми: потолки высотой 3,5 м, кухни от 12 до 14 м2, просторные комнаты и раздельные санузлы. Но и это казалось излишеством. Домов надо было много, а объём квартир надо было сокращать, чтоб на том же фундаменте разместить больше этих самых квартир. И в Невском районе начинается массовая застройка хрущёвками серии ОД.
Толщина перегородок в этих квартирах была всего 4 см. Высота потолков — 2,5 м. Квартиры 1-, 2- и 3-комнатные; комнаты площадью 11,5–18 м2, кухня 6 м2, санузел раздельный или совмещённый, материал пола — линолеум. Любой россиянин прекрасно знает такое жильё.
Именно эта серия хрущёвок в Невском районе была самой массовой. Казалось бы, к чему мы так подробно не о самом хорошем градостроительном опыте? Дело в том, что автором этого проекта был Виталий Павлович Лагутенко. Дедушка того самого Лагутенко по песням которого юные фанаты будут сходить с ума в начале XXI века.
Палевское жильё
Но самый интересный, пожалуй, эксперимент с жилой застройкой был в Палевском городке Невского района. С 1840 года на Невской заставе существовало текстильной предприятие Якова Паля, ставшее к концу XIX века одним из крупнейших в Петербурге. Палевским проспектом назывался нынешний проспект Елизарова.
Для начала — забавная история о революционных названиях проспектов в Невском районе. В этой локации есть улица Крупской, ДК им. Крупской и парк им. Крупской. Всё потому, что вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин именно в этом районе, в перерывах между революционной пропагандой, познакомился со своей будущей женой Надеждой Константиновной Крупской. Станция метро "Елизаровская", как и расположенный возле неё проспект, названы так в честь первого министра путей сообщения СССР Марка Елизарова, который, помимо всего прочего, был ещё и зятем Владимира Ленина. В общем не район, а семейное древо Ильича.
Пали активно вкладывали средства в недвижимость: к началу XX века им принадлежало 8 домов в столице. Также ими был выкуплен болотистый участок вдоль Палевского (Елизарова) проспекта и разделён на участки, продаваемые наиболее зажиточным работникам фабрики. Рабочие строили скромные дома и почти весь остаток жизни выплачивали заводчику рассрочку.
Несколькими домами неподалёку от фабрики управлял Христофор Фридрихович Бергхольц. Да, вам не показалось. Это был дед той самой поэтессы и "блокадной музы" Ольги Берггольц. Христофор построил на Палевском проспекте для своей семьи двухэтажный дом (находился на месте домов 8-10 по пр. Елизарова) с садом, и именно о нём писала поэтесса в стихах:
Старый дом на Палевском, за Невской,
низенький зелёный палисад.
Машенька, ведь это — наше детство,
школа, ёлка, пионеротряд —
Вечер, клёны, мандолины струны
с соловьем заставским вперебой.
Машенька, ведь это наша юность,
комсомол и первая любовь.
А дворцы и фабрики заставы?
Труд в цехах неделями подряд?
Машенька, ведь это наша слава,
наша жизнь и сердце — Ленинград.
Но до сегодняшнего дня дошёл другой палевский жилмассив, который начал строиться в 1925 году. Кстати, квартал начал появляться на глазах у Ольги Берггольц, о чём она писала в своих дневниках: "С весны 1925 года стали ломать старый мшистый забор… Прощай, Палевский огород!.. Ходили инженеры, мерили. Осушали болото. Рыли глубокие канавы… Пройдут годы, и многие забудут, что на месте этих красивых домов паслись козы и крякали утки…".
Построим жилмассив
Строительство жилых массивов в послереволюционное время — отдельная страница истории архитектуры. Архитекторы активно разрабатывали совершенно новые виды жилья, отличные от тесной брандмауэрной застройки старого Петербурга. Кроме того, стали придавать большее значение таким факторам комфорта как освещение и озеленение. Все эти веяния нового времени были воплощены в Палевском жилмассиве. В его проекте была реализована идея города-сада, с отдельно стоящими малоэтажными домами блокированного типа, сгруппированных вокруг пяти зелёных двориков. В ансамбль входят 19 домов, шесть из которых — трёхэтажные, остальные — двухэтажные.
Архитектурные поиски в проектировании городского жилья нового малогабаритного типа объясняются также острой нехваткой строительного материала после Революции и Гражданской войны. Строили, как правило, из старых кирпичей (да из тех, что были сделаны ещё при царе), камней, плохой древесины, и даже использовали трамвайные рельсы. Кроме того, всё возводили вручную, без применения строительной техники. Однако, несмотря на то, что при строительстве использовались подручные материалы, у домов Палевского жилмассива очень толстые, почти в метр шириной, стены, а высота потолков — 3 метра. Сегодняшние жильцы во время ремонтных работ до сих пор находят кирпичи с буквой "Ять". Так что даже и не знаешь, что лучше — дома из рельс и палок, но с толстыми стенами или хрущёвки со своей звукоизоляцией.
Если у вас есть желание, можно прогуляться по Палевскому жилмассиву. Он и сегодня завораживает атмосферой уюта, которая складывается из приятных глазу пропорций и масштаба. Дома не имеют украшений, однако арочные проёмы, создающие перспективу и ритм, а также скатные крыши придают ансамблю очарование загородных таунхаусов.
Ну и самый интересный факт — сегодня квартиру в Палевском жилмассиве практически невозможно купить. Мы нашли только одно объявление о продажи квартиры на 1 этаже (напомним, что в этих домах не было фундамента). Так вот, стоимость квадратного метра даже в такой неудачной квартире превышает 246 тыс. за квадратный метр. При средней стоимости "квадрата" на вторичке в округе 190 тыс. рублей.
И ещё один интересный опыт жилищного строительства, но уже в наше время, был в Невском районе.
На Октябрьской набережной в районе дома №40 очень долго работало промышленное предприятие по изготовлению газобетона. У него была долгая история, которая брала своё начало в середине XIX века, когда на этом месте был построен лесопильный завод купца Николая Павлова. В советское время вместо лесопилки функционировал завод строительных материалов, который обеспечивал своей продукцией жилую застройку новых ленинградских районов. В 2004 году этот завод выкупила "Группа ЛСР" и сделала из него высокотехнологичное предприятие с полностью автоматизированными производственными линиями.
Но спустя 12 лет было принято решение о выводе этого завода за пределы города. В 2019 году завод полностью переехал на новую площадку в Сертолово. Кстати, переезд был довольно непростым: необходимо было перевезти автоклавы (длина 38 м, вес около 100 тонн). Для этого пришлось задействовать специальные тралы. Стену завода предварительно разобрали для погрузки автоклавов, а Октябрьскую набережную специально перекрыли полностью, чтобы трал с таким грузом мог развернуться. Сейчас на этом месте строится жилой комплекс "Цивилизация", нашего партнёра, крупнейшего на Северо-Западе строительного холдинга "Группа ЛСР". Комплекс строится в неоклассическом стиле с потрясающим видом на Неву и удобными, просторными квартирами бизнес-класса.
Вот так Невский район постепенно начал превращаться из промышленного района с невзрачными производственными зданиями в комфортную городскую территорию.