ФНС решила ликвидировать "дочку" производителя судовых дизелей из Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Директор ликвидируемого ООО "ПИК “Звезда”" сам себя назвал "номинальщиком". Его компания продавала акции ПАО "Звезда", что стало предметом спора во время уголовного преследования основного владельца ПИК "Звезда" бывшего директора ПАО Павла Плавника.

Недействующее лицо

Федеральная налоговая служба приняла решение об исключении ООО "Промышленно–инновационная компания “Звезда”" из Единого госреестра юридических лиц как "недействующее юридическое лицо" 11 декабря.
Из карточки СПАРК видно, что сведения о последней выручке ПИК "Звезда" опубликовала в 2018 году — она составила тогда 3,2 млн рублей. Между тем с лета 2006–го уставный капитал компании составляет 25 млн, а сама компания существует 25 лет.
ПИК "Звезда" — одна из двух "дочек" крупнейшего в Петербургской агломерации производителя дизельных силовых установок ПАО "Звезда", чья выручка в 2023 году превысила 3,7 млрд рублей. Вторая "дочка", АО "Звезда–Редуктор", производит промышленные редукторы. Указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности ПИК "Звезда" — предоставление займов промышленности.
По словам работавшего в ПАО "Звезда" с 2003 по 2006 год Михаила Даниленко (ныне владелец основного конкурента "Звезды" — военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод", КМЗ), ПИК "Звезда" не принимала участия в хозяйственной и промышленной деятельности материнской компании и фактически осуществляла функцию держателя активов с дроблением части бизнеса и части имущественного комплекса. Это упрощало привлечение инвестиций, когда возникала такая необходимость, а также позволяло защитить активы от возможного рейдерского сценария.
Из арбитражной практики видно, что в 2018 году ПИК "Звезда" продала 5,02% акций материнского ПАО "Звезда" компании "Дилинг" из Свердловской области — с 2019 года "Дилинг" владеет 21,93% акций ПАО.
Сама ПИК "Звезда" принадлежит ПАО лишь на 49,5%, остальные 50,5% — у возглавлявшего ПАО "Звезда" с ноября 2003 года по апрель 2012–го Павла Плавника. Рассказать о деятельности ПИК "Звезда" и прокомментировать решение ФНС о её ликвидации Павел Плавник не захотел. Указанный в СПАРК как генеральный директор ПИК "Звезда" Юрий Кузьмин заявил, что уволился из компании несколько лет назад, а когда возглавлял её, то был "номинальщиком".
Павел Плавник возглавлял завод "Звезда" с 2003 по 2012 год, ему же принадлежали 50,5% долей ООО "ПИК «Звезда»"

Споры–растраты

ПИК "Звезда" появилась в публичном пространстве лишь однажды — летом 2021 года. Это случилось после того, как Павла Плавника и ещё троих бывших топ–менеджеров ПАО "Звезда" арестовали по обвинению в растрате 142 млн рублей, которые компания получила от министерства обороны (ч. 4 ст. 160 УК РФ). В уголовном деле речь шла о выводе денег через фирмы–однодневки в 2014–2015 годах. Тогда в петербургский арбитраж поступили шесть исков от контролируемых Плавником компаний, в двух истребовалась арендная плата, а в четырёх содержались претензии к владельцам акций "Звезды" и к ней самой.
Часть претензий сводилась к тому, что в 2018 году нынешние владельцы акций ПАО "Звезда" приобрели их у подконтрольных Павлу Плавнику компаний на 197 млн рублей дешевле, чем реально стоили.
Одной из таких компаний была ПИК "Звезда", упущенную выгоду которой при продаже акций екатеринбургской компании "Дилинг" представители Павла Плавника оценили в 5,3 млн.
Летом 2022 года стороны договорились — компании Павла Плавника, в том числе ПИК "Звезда", отказались от претензий к материнскому ПАО. Невский районный суд примерно в то же время сменил ему реальный арест на домашний. Как сообщили в объединённой пресс–службе городских судов Петербурга, 11 ноября Невский районный суд признал Павла Плавника виновным по двум эпизодам растраты. Приговор не вступил пока в законную силу.
ПИК "Звезда" с тех пор публично себя не проявляла. По данным СПАРК, эта компания — одна из 12, доли в которых принадлежат Павлу Плавнику. Компании располагаются в Петербурге, Москве и Тюмени.

"Шансы на успех снижаются…"

По словам адвоката и налогового консультанта Елены Софинской, Федеральная налоговая служба может инициировать исключение юрлица из ЕГРЮЛ только на основании Федерального закона №129–ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
"Если простыми словами, то регистрирующий орган ФНС по месту учёта компании принудительно ликвидирует те юрлица, которые не сдают отчётность более 12 месяцев; которые, получив запись о недостоверности, в течение более 3 месяцев не предприняли мер к снятию недостоверности либо не устранили выявленные недостоверные сведения; те, в отношении которых завершились процедуры банкротства; а также организации, которые попали в чёрный список Росфинмониторинга", — поясняет Елена Софинская.
По мнению партнёра юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александра Арбузова, распределение компаний внутри группы на держателей активов и операционные (торговые, производственные и пр.), как в случае с ПИК "Звезда", — разумная и распространённая практика.
"Цель такого подхода — обезопасить активы от потенциальных рисков. К примеру, у вас есть компания, владеющая складскими помещениями. Чтобы защитить данную собственность при осуществлении торговли, вы создаёте юридическое лицо, которое данные помещения арендует (причём на короткий срок), и именно оно занимается торговлей. Если бизнес не пойдёт, снижается риск, что претензии кредиторов негативно затронут сам дорогостоящий актив. Правда, в условиях развития банкротного законодательства разделение на держателя актива и операционное лицо уже не является панацеей — кредитор может через банкротство контролирующих бизнес лиц постепенно добраться и до актива. Но шансы на успех у него серьёзно снижаются", — говорит юрист.
Досье:
ПАО "Звезда" — разработчик и производитель дизельных силовых установок для нужд судостроения, железнодорожного транспорта и малой энергетики. Основной заказчик — Минобороны. Выручка компании за 2023 год составила 3,7 млрд рублей. По данным СПАРК с актуализацией на I квартал 2019 года (более свежих в открытом доступе нет), по 24,99% акций ПАО "Звезда" принадлежат ООО "Уральский дизель–моторный завод" и ООО "Акцент", 21,93% у ООО "Дилинг", 19,54% у ООО "Евроинвест". Все компании зарегистрированы в Свердловской области, но только Уральский дизель–моторный завод входит в группу " Синара ". "Акцент", "Дилинг" и "Евроинвест" принадлежат жителям Екатеринбурга Алексею Костину, Павлу Бакланову и Светлане Чеботарёвой соответственно.